№11(15)
Ноябрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ

Елена Мурашева


Алексей Пехов. «Под знаком мантикоры». М.: Армада , Альфа-Пресс : 2004 г.

Новая книга молодого, но уже обратившего на себя внимание Алексея Пехова «Под знаком мантикоры», безусловно, порадует почти всех, кто открыл для себя этого автора прежде. Как и в предыдущих книгах, вышедших в издательстве «Армада» в последние годы, он показал себя мастером закручивать интриги, сплетать воедино сюжетные линии, не связанные на первый взгляд между собой, создавать несложные, но яркие и обаятельные образы героев. Есть в книге очень профессиональные описания дуэлей на шпагах и прочем холодном оружии. Есть жгучая тайна, точнее — несколько жгучих тайн, из коих, впрочем, только одна может опрокинуть существующий мир. Есть романтическая любовь, необычная не только для фэнтези, но и для рыцарских романов, то есть любовь супружеская. В общем, все слагаемые успеха налицо, и на сем можно было бы поздравить автора с созданием качественной развлекаловки и закруглиться, если бы в таком случае вообще имело смысл что-то об этой книге писать.

Но дело в том, что Алексей Пехов создал не просто стильную фэнтези с детективной фабулой. Нешто кто из наших авторов согласится на то, чтобы только развлекать? Нешто пойдет на поводу у тех, кому фантастика нужна для того лишь, чтобы спрятаться в красивую сказку от осточертевшей действительности? Не бывать тому!

Итак, что же на самом деле создал Алексей Пехов? Мир, отчасти сходный с земной эпохой Великих географических открытий. Мир, где дворяне борются за земли, а королевские родичи — за власть; где церковники лукавы, а светские власти не прочь использовать их в своих корыстных интересах; где, однако, не иссякает потребность человека в познании, значит, не могут не возникать ереси; где каждый от рождения знал свое место, но вылетевшему однажды с такого места очень трудно бывало найти себе иное. Все так, за одним исключением: в этом мире магия вполне реальна, и ни одно серьезное дело не обходится без нее. Стало быть — еще одна вариация на тему альтернативной истории. Не «что было бы, если бы такой-то поступил бы иначе», а «что было бы, если бы магией владел каждый двадцатый».

На альтернативно-историческую линию в книге работает и то обстоятельство, что нетрудно догадаться, что под чем имеется в виду. Так, государство Ирения — это, конечно, Италия, Льеда — Германия, про Восток и говорить нечего. Наконец, в государстве Таргера, где, собственно говоря, и происходит действие, узнается Португалия времен Васко да Гамы и Колумба, когда она была великой морской державой. Но разница есть: здесь Колумб Америку не открывал. Нет «халявного» колониального золота, нет и сброса пассионариев в колонии, что в реальной истории не пошло Испании на пользу. Им, пассионариям, в книге Пехова приходится делить совсем небольшое пространство — и с ожесточением резать друг друга: бежать-то некуда.

Повествование Пехова получилось цельным, нравственные коллизии прописаны четко, а психология достоверна. Главного героя, Фернана, все время преследует необходимость выбора: между совестью и служебным долгом, между честью и инстинктом самосохранения, между дружбой и обязанностью отомстить за погибшую семью. Наконец — между верой и потребностью в познании. Нельзя сказать, что он всегда выбирает оптимальные решения, но нравственный стержень у него есть. При этом — нет скучной правильности. Он размышляет, но не морализаторствует. И действует — так, как подсказывает нравственное чувство, а не всезнающий духовник.

Можно сказать, что образ маркиза Фернана де Суоза, как и его жены Рийны — безусловно, удача автора. Мы-то, в отличие от писателей 19 века, знаем, что женщины в средние века вовсе не были кисейными барышнями и эфирными созданиями. Средневековая дама была полноправной хозяйкой в замке своего мужа и в его отсутствие должна была даже защищать его от врагов. Девиц смолоду готовили к этой роли, откуда же было взяться кисейности и эфирности? Но Рийна — не просто еще одна сеньора-воительница, она — настоящая, незаурядная женщина, даром что не относится к человеческой расе. И отношения любящих друг друга супругов — это не только горячая любовь, но и крепкое товарищество, взаимопонимание, поддержка. Отношения, прямо скажем, и в наше время редкие, а уж в средние века… Впрочем, это ведь не наши средние века.

А вот некоторые другие персонажи удались меньше. Так, весьма ярок и колоритен слуга-негр, могучий, немногословный, верный, знающий и умеющий то, чего хозяин не знает и не умеет. Вот только было уже этих слуг… начиная с Хаггарда… да и до него, и после тоже… А сеанс магии в духе вуду с оживлением покойника способен нагнать страху только на очень неискушенного читателя, искушенный и много чего похлеще встречал. Даже обидно за этого чернокожего симпатягу, да и за киллершу-полукровку: оба эти образа обещали немало, но должного развития автор им не дал. Хотя у него много безусловно колоритных, ни на кого не похожих второстепенных персонажей: таковы королевский шут маркиз Армунг, «голубой» герцог Паоло Жозе де Вредо де Вольга и семейки кровников главного героя. Как говорится — может, если захочет.

Ситуации типа «куда ни кинь — всюду клин», когда принять правильное решение просто невозможно, как известно, не гоняются за человеком; но по собственной вине, иногда — по глупости — человек сам в них попадает. Фернан достаточно умен и благороден, чтобы выйти с честью из самых сложных коллизий. Победить врага, но не убивать — иначе жди кровной мести. Перехитрить местных инквизиторов, не поссорившись с церковью — иначе и родная контрразведка не спасет. Проскользнуть между враждующими кланами вельмож, как между Сциллой и Харибдой. Все это у него получается. Пока в дело не вмешиваются сильные мира не только сего, но и того.

Автор создает альтернативную теологию. Церковь в его мире изначально безблагодатная, ибо построена на лжи. Монахи сами используют магию, а народу не дают. Заметим, что в реальной истории никто из святых магом не был; их чудотворство ни в каком родстве с магией не состоит. В чем разница? Наверное, в том, что чудо — это то, что Бог сделал через человека, магия же — то, что человек сделал сам, не спросив, одобряет ли Господь. Ну ладно бы клирики в мире Пехова узурпировали право на магию, так они сделали кое-что еще хуже! Что? Но зачем я буду пересказывать книгу…

Итак, «Под знаком мантикоры» — не новая вершина, но новый этап. Безусловно, Алексей Пехов — перспективный автор, но удастся ли ему найти в фантастике свой единственный путь — покажут следующие книги.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003