№2(2)
Октябрь 2003


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ПОТУСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН!

Роман Арбитман


Ирина и Михаил КОМАРОВЫ. Повелитель блох: Роман. — М.: АСТ, 2003 (серия «Заклятые миры»)

Жила-была маленькая, но гордая планета Лагосинтер. И не было на этой планете ни самолетов, ни поездов, ни автомобилей, а имела место лишь конная тяга. И вообще с научно-техническим прогрессом на Лагосинтере было слабенько, зато очень недурно было с магией — да так, что существовали специальные учебные заведения, обучающие магов. И даже среди местных наемных убийц присутствовала узкая специализация — убийца магов. Впрочем, нельзя сказать, что у киллеров на Лагосинтере было так уж много работы: патриархальный мирок жил своей патриархальной (слегка магической) жизнью, и никто не подозревал, что на него положил уже глаз шустрый демон Местифуфель, желающий включить планету в реестр компании «Ад Инкорпорейтед». Грешные души там ценились на вес золота, а на Лагосинтере слабых грешников (пьяниц, хулиганов и т.п.) должно было быть, по расчетам демона, совсем немало. Однако едва только работники «Ада Inc» открыли портал и стали обустраивать временную базу будущего филиала компании, как у пришельцев начались серьезные неприятности. Не на тех демоны напали, явно не на тех...

Роман Ирины и Михаила Комаровых «Повелитель блох», с пересказа завязки сюжета которого мы и начали разговор, оставляет отрадное впечатление: текст получился живой, забавный и динамичный. На фоне многих иных уныло-серьезных сочинений в той же серии «Заклятые миры» роман Комаровых смотрится весьма симпатично. Конечно, влияния Роберта Асприна авторам полностью избежать не удалось, и это извинительно. Создатель первых нескольких романов о начинающем волшебнике Скиве и его друзьях (последующие книги Асприна, увы, оказались много слабее) приоткрыл дверцу в обаятельный мир юмористической фэнтези. Юмор высекался за счет эффекта обманутого ожидания: Скив умел пустить пыль в глаза своим противникам, сыграть на их слабостях и обернуть свои просчеты себе на пользу. Пародировался там и сюжет «ученика чародея», поскольку один из чародеев не мог скомандовать: «Делай, как я!», а способен только лишь отдать команду: «Делай, как я говорю!» У Комаровых на вакансию Скива претендует юная Арра, выпускница учебного заведения, готовящего магов (теоретическая база у нее отменная, но практического опыта маловато). Должность наставника Ааза берет на себя пожилой маг Джузеппе, также растерявший большую часть своего магического дара, но оставшийся — несмотря ни на что — замечательным профи. Третьим в команде главных положительных героев романа становится отставной истребитель магов по имени Ганц, который хоть и променял с удовольствием свое неуютное киллерство на сельскую идиллию и залежи бочкового пива в подвале, остался умелым бойцом (мастерство, как говорится, не пропьешь). Вот эта троица, послушная воле авторов, и оказывается на пути экспансии рогатых-хвостатых дельцов из «Ада Инкорпорейтед». Грядут битвы, и это будут необычайно веселые и изобретательные перипетии; грубой бюрократически-демонически-бесовской силе будут противопоставлены хитрость, выдумка и взаимовыручка...

Название романа отсылает нас к одному из имен Вельзевула — Повелитель мух (читавшим роман Уильяма Голдинга знакомо это словосочетание). Повелителем же блох назвал себя потусторонний фигурант помельче — дьявол Ноизаил, которому поручено непосредственно осуществить экспансию на Лагосинтер и построить там базу. Авторы книги сознательно микшируют жанр фэнтези с жанром советского «производственного романа», поскольку взаимоотношения адских чиновников, прибывших на планету, с адскими же рядовыми работягами такие же, как в обычном трудовом коллективе: начальники подгоняют подчиненных криками «Давай-давай!», а подчиненные, едва только боссы отвернутся, принимаются сачковать, филонить, тянуть резину, волынить, так и норовя послать самого безответного за выпивкой. Учитывая, что и начальники, и работяги — твари потусторонние, с рогами и копытами, ситуации возникают презабавнейшие. Образ Люцифера (он появляется, главным образом, в финале) здесь довольно статичен, зато очень хороши какой-нибудь шоферишка-бесенок Шнурок или распорядитель среднего звена, невероятный зануда Пенделл (утрированный образ «глубокого интеллигента», вечно блеющего свое «э-э-э» в стиле пишущей машинки Остапа Бендера).

Пожалуй, самые большие претензии — к финалу романа. Авторам пришлось придумать искусственную ситуацию в духе «Deus ex machina», чтобы замотивировать стремительное бегство дьяволов, демонов и бесов с Лагосинтера. Не будем раскрывать эту деталь сюжета, но легко можно было (и нужно было) обойтись без нее.

А напоследок — отдельное спасибо авторам за сцены схваток между нашей троицей и адскими работягами. Да, имеют место взрывы, пожары, всплески магии всех разновидностей, но авторы прекрасно знают, что, по законам юмористической фэнтези (очень часто нарушаемым, даже иногда самим Асприном!), кровавые исходы должны быть исключены. Поэтому и бесы, и главные герои к финалу отделываются сравнительно небольшими порезами, ссадинами, синяками и шишками — как в комедиях с участием Джеки Чана. Так и хочется сопроводить видеоряд титрами: «В этих сценах не погибло ни одно живое существо. Даже потустороннее»... Впрочем, одна жертва в романе все-таки будет. Сгинет негодяйчик, из жадности открывший бесам дорогу на свою планету. Но этого персонажа не пожалеет никто.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003