№9(13)
Сентябрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

БАЛ-ГАММАСТА — НА ЦАРСТВО!

Владимир Пузий


Дмитрий Володихин. Дети Барса. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 416 с.

Об этом романе я слышал и читал много разных отзывов, в основном — не слишком комплиментарных. Тем приятнее было обнаружить, что «Дети Барса» — отнюдь не «гимн имперской идее» и не «беллетризированная RPG, где крутость монстра определяется его баллами». Вот уж точно: читали, да не про то!

То есть, и империя, и монстры с именами не из слов — из чисел, и оригинальная трактовка эпоса о Гильгамеше, и столкновение монотеизма с политеизмом — все это и многое другое в «Детях Барса» есть. Но книга-то, братцы, о другом!

«Время было цветком,

Обратилось же в каплю,

Застывшую на лепестке

Под губительным зноем...

Злоба умножилась,

Как саранча или же отмели

На судоходной реке.

Перекошена суть городов и людей...»

Пожалуй, в этих строках — то, над чем в первую очередь предлагает читателю поразмыслить Дмитрий Володихин, известный в фантастических кругах как «отец-основатель» группы «Бастион». Призн аюсь, он основательно отпугивал меня «идейностью» своих прежних произведений.

«Дети Барса», вопреки опасениям, оказались романом не просто интересным, а, пожалуй, одним из самых удачных в отечественной фэнтези за последние года два-три. Харизматичный, но не идеальный герой Бал-Гаммаст; мир древнего Алларуада (Южная и Средняя Месопотамия), выписанный тщательно, достоверно, но не занудно; наконец, набор любопытных идей. Существование Царства, в котором верили в Единого Бога, — и его, Царства, постепенное вырождение. Такое ли уж зло — то, что одна эпоха сменяет другую, цивилизация обновляется за счет притока новых народов — пусть диких, варварских, но обладающих свежими силами? Какова природа власти над людьми — власти богоданной и власти, которую, по формуле Г.Л.Олди, «берешь сам»? В чем разница между ними?..

Завязка сюжета, казалось бы, не нова. Во время подавления бунта правитель Царства погибает, оставляя после себя вдову, дочь и двух сыновей. Старший из них, Апасуд, мало предрасположен к правлению, больше — к самосозерцанию и служению Господу. Младшему — четырнадцать лет, но именно ему суждено стать знаменитым Гильгамешем, точнее — Бал-Гаммастом. Ситуация только на первый взгляд кажется простой: дескать, «темные» народы (и в смысле образованности, и как те, кто поклоняется демоническим силам) со всех сторон обступили Царство, дать им отпор и восстановить порядок — вот достойная нового правителя цель. Однако со временем оказывается, что черно-белую сетку координат со Злом и Добром здесь не применить. Решение проблемы? Его автор откладывает до следующего тома, ведь «Дети Барса» — половина дилогии «Восход зимы».

Тем не менее обычного по нынешним временем впечатления: «Закончили ничем!» — при чтении не возникает. Роман, хоть и является частью дилогии, имеет некий промежуточный финал; к тому же перерыв между первым и вторым томами (окончание, по нашим сведениям, автор планирует дописать к концу 2004 г.), может, даже нужен. Чтобы сделать перерыв. Задуматься над прочитанным, осмыслить его.

Существует мнение, что всякая фэнтези — это безоглядный эскапизм. Дескать, ничему она не учит, ни о чем толковом в принципе не способна поведать миру и граду. Д.Володихин в своем романе доказывает обратно. Создавая непротиворечивую систему ценностей и жизненных взглядов древних обитателей Месопотамии, он предлагает читателю по-новому взглянуть на современную нам жизнь.

В философии алларуадцев есть одно основополагающее понятие: «мэ». Слово это означает и судьбу человека, и его предназначение; мэ — то, что дано от рождения, оно определяется той сословной группой, из которой происходят родители ребенка. Судьбу можно переменить, выбрав другую профессию, но выбор пути — любого! — требует полного и безоговорочного подчинения правилам и традициям. Лучшая судьба — реализованность мэ, достижение вершин на выбранном пути. И в этом смысле дурно заботящийся о Царстве правитель в тысячу раз презреннее талантливого мастера-гончара.

Вокруг понятия судьбы и предрешенности Володихин выстраивает один из основных проблемных ребусов романа. Апасуд, который решает отказаться от власти, дарованной ему происхождением, потому что она противна его внутренним порывам. Бал-Гаммаст, естественным образом становящийся правителем, ибо это — его мэ, его призвание. Главарь бунтовщиков Халаш, потомок купца, возвысившийся до военачальника и павший, потому что в душе оставался тем же таки купцом, дурно реализовавшим свою мэ.

Володихину, безусловно, удаются эти и многие другие персонажи — и благодаря их органичности, ненадуманности читатель втягивается в предложенную ему игру; воспринимает без отторжения непростые реалии Месопотамии 3000 г. до н.э. А сражения простых воинов, битвы магов, хитросплетения интриг только делают это литературное блюдо более вкусным. Дождаться бы второй порции...



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003