№8(12)
Август 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

АХ, ГАРРИ! ЭХ, ГАРРИ…

Марина Дяченко , Сергей Дяченко


Давно мы не видели такого столпотворения зрителей, какое случилось на премьерном показе «Третьего Гарри». В зале, в тугом запахе поп-корна, невозможно было усидеть от визга и ерзаний детворы самого разного возраста, включая преклонный. Но вот Гарри Поттер выяснил отношения с узником Азкабана, пошли финальные титры… Нам представляется, что восприятие фильма будет совершенно различным у фанатов Гарри (или хотя бы обыкновенных читателей волшебной саги Роулинг) и прочих, книгу не читавших.

Наверное, вот как выглядел бы их диалог.

ФАНАТ:

— Прекрасный фильм — быть может, лучший из трех! Сменивший Криса Коламбуса в кресле кинорежиссера Альфонсо Куарон сумел создать и зрелище — вспомним гонку трехэтажного магического автобуса по Лондону, полет на гиппогрифе! — и атмосферу Хогвартса: таинственную, местами мрачную, но в любом случае волшебную.

БРЮЗГА:

— С точки зрения режиссуры фильм насквозь вторичен, паразитирует на уже найденных образах. Особенно беспомощным выглядит финал: опять, в который раз, полет на метле, мультяшный, повторяющий полеты прежних двух фильмов… Но именно такие повторы зомбируют зрителя. Секрет успеха мыльных опер, на которые зритель подсаживается, как на иглу, именно в повторах: те же лица, практически те же ситуации. Не надо ничего нового: подавайте старое, проверенное, ритмичное! Так действуют и секты со скрытой психокодировкой: ритмическое повторение мантр или других внушений втягивает реципиента в омут привычного транса. На наших глазах происходит «мыльнизация» Гарри Поттера.

ФАНАТ:

— Боже мой! Полет Гарри — это же символ свободы и чуда, сквозной образ в романах Роулинг, а метла и квиддич — необходимые элементы волшебной жизни Хогвартса… Дети летают во сне, когда растут, и в мечтах, когда играют в квиддич c Гарри Поттером… Отметим лучше другое: сценаристы Джоан Роулинг и Стивен Кловс смогли вместить в фильм весь роман, по объему заметно превосходящий прежние книги. Для этого им пришлось отойти от иллюстративности, свойственной двум первым экранизациям, и создать новую реальность. Третья книга о Гарри Поттере хороша сама по себе, но сценаристы нашли дополнительные ходы, намертво «сцепляющие» сюжет: ребята из будущего вмешиваются в события не однажды (камушек, вовремя брошенный Гермионой, ее же уловка по отношению к оборотню… Маленькие «бабочки Брэдбери» готовят основное событие — Гарри вызывает Патронуса, чтобы защитить себя и Сириуса от дементоров). Гиппогриф очень удачно приходит на помощь Гарри и Гермионе в борьбе с оборотнем… Кроме сценарных находок, присутствует великолепный зрелищный ряд: «сквозные» часы как символ обратимого времени… Зловещие дементоры, серебряный олень… Даже фирменный юмор Роулинг частично удалось перенести на экран (реплика Гермионы при виде побитого гиппогрифом оборотня: «У профессора Люпина сегодня тяжелый день!»).

БРЮЗГА:

— Тут зарыта самая большая собака: события чередуются, кадры мелькают, в голове зрителя — каша. Фильм совершенно непонятен тому, кто не читал роман, и камни летят прежде всего в мисс Роулинг: писатель и сценарист, как правило, все-таки разные профессии. Зачем вводить в фильм уже знакомые кадры с тяжкой жизнью Гарри у родственничков? Оскомину набивать? Совершенно ожидаемы и карикатурны приставания к Гарри негодника Малфоя… А кто такой Сириус Блэк, почему из «плохого» он стал «хорошим»… Что за история с друзьями и предательством по отношению к Гарриному отцу… Почему сияющий олень, спасающий Гарри от дементоров — его отец? Об этом можно догадаться, вспомнив диснеевский мультик о Бэмби (явное заимствование, между прочим), но не из логики картины. Наконец, кто главный злодей, куда убежала крыса… Чем дело вообще закончилось?

ФАНАТ:

— Отмечу, что в переполненом зрительном зале не читавших книгу найдется всего несколько человек… Пусть этот фильм — приложение к книге. Но какое приложение! Надеюсь, великолепная игра актерского ансамбля не вызывает сомнений? Гарри — а на нем держится вся нагрузка — по-прежнему хорош.

БРЮЗГА:

— Как сказать… Помню, как восторгались Робертино Лоретти с его ангельским голосом, пока у ребенка не произошла возрастная мутация. Где теперь его «Аве Мария»? Так и с Дэниэлом Редклиффом — пубертат резко меняет его психофизику, быстрее, чем требуется по фильму: резко повзрослевший Гарри уже не тот сиротка-обаяшка, требуемый по сценарию. Рупперт Гринт и Эмма Уотсон выросли, но играют все то же. Малфой-переросток пару раз мелькнул со злодейской миной… А профессор Трелони? В романе она малость сумасшедшая (по крайней мере, изображает экзальтацию) — а в фильме просто невнятна. Но самая большая потеря — это директор школы, профессор Дамблдор (Майкл Гэмбон). Он существует в виде призрака, но не полноценного образа! К сожалению, актер, ранее исполнявший роль директора (Ричард Харрис) умер, и режиссер вместо того, чтобы попытаться найти адекватную замену (пусть даже новый образ), просто увел Дамблдора в тень, породив драматургические и образные пустоты. А ведь в этой роли мог выступить и Питер О’Тул — такие разговоры велись — уж он-то способен играть одними глазами…

ФАНАТ:

— Ты ведь понимаешь, что кино — это производство? Что только в мечтах можно приглашать любимых актеров на какие угодно роли? Что взрослеющие подростки играют, по сути, самих себя, и в каждой последующей книге Роулинг учитывается изменение возрастной психологии? Кстати, о детках. Фильм бъет все рекорды посещаемости, и малышня смотрит его вместе со взрослыми. Гарри сближает поколения, если хочешь знать!

БРЮЗГА:

— А это поле анализа для детского психиатра. Ведь перед нами фильм из категории «хоррор». Зловещие дементоры, высасывающие душу, оборотень со всеми его повадками и видовыми признаками… Если бы прежнему поколению детей, воспитанному на сказках Роу, такое показать — все кресла в кинотеатре оказались бы мокрыми. А нынешние детсадовцы весело ржут. Как и над теткой Мардж, превращенной Гарри в воздушный шар… Хорошенький добрый волшебник! Не зря у них в Хогвардсе черепа в шкафчиках, свечки из чьих-то хребтов… Жаль мне наших детей — что из них вырастет?

ФАНАТ:

— Наверное, такие зануды как ты! Все впечатление испортил…



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003