№8(12)
Август 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

УМИРАЕМ ТОЛЬКО ДВАЖДЫ

Лев Гурский


Добро должно быть с кулаками, но что от них толку, если зло — с когтями, клыками и щупальцами? Сегодняшний обзор видео посвящен, по большей части, ужасным существам и методами борьбы с ними. Но, чтобы вам не было чересчур жутко, в двух последних фильмах обзора монстров не будет: люди устроят себе неприятности и без посторонней помощи.

А чу-ди-ще крылышками бяк-бяк-бяк-бяк!

Отгадайте загадку: саблезубый, но не тигр, в шляпе, но не Фредди Крюгер, с крыльями, но не Бэтман, швыряется сюрикенами, но не ниндзя. Ага, вздрогнули! Постановщик «Пудры» режиссер Виктор Сальва предложил зрителям «Джиперс Криперс-2» (Jeepers Creepers 2, США. 100 минут, «Пирамида», 2004), ремейк своего первого «Криперса», снятого двумя годами раньше и тепло встреченного критиками. Те похвалили Сальву за то, что он вернул к жизни крепкий американский ужастик, леденящий кровь. Режиссер обрадовался и пошел леденить дальше, кое-что модернизировав. В первой ленте монстр долгое время вообще не показывался в кадре крупным планом; зритель видел лишь тень и жертв. Лишь к концу предыдущей ленты облик чудища делался более-менее ясен, а благодаря экстрасенсу (девочка с такими задатками есть и во второй картине — чтобы все объяснить) все быстренько понимали: раз в 23 года человекоядный монстр с мертвым хитиновым лицом джинна из «Исполнителя желаний» и крыльями огромной летучей мыши оживает и 23 дня кушает людей по частям, чтобы возобновить свои органы (легкие, глаза, сердце и т.п.). Убежать от монстра нельзя, убить вроде бы тоже. В ремейке мы застаем чудище (Джонатан Брек сыграл Джиперса уже второй раз) на 22-й день его пиршества, когда монстр готовится к отходу. Но не может отказать себе в удовольствии скушать сына фермера Таггерта (Рэй Уайз — «Робокоп»), а затем взять в заложники целый школьный автобус со спортсменами, тренером и группой поддержки. Тинейджеры дрожат, чудище вскрывает автобус, словно консервную жестянку, но в финале рассвирепевшему фермеру вроде удается нейтрализовать чудище — насколько это вообще возможно... В первом фильме авторы сделали монстра эстетом: тот обожал старые американские патефонные хиты (даже название картины — название песни). В фильме-ремейке монстр выглядит не столько разумным существом, сколько человекоподобной тварью, озабоченной только жратвой. Короче говоря, героям «Кошмара на улице Вязов» крупно повезло, что у Фредди не было крыльев.

Кстати говоря, даже нелетучие (а просто прыгучие) монстры могут быть смертельно опасны. Именно такие твари являются в картине Джошуа Батлера «Святой грешник» (Saint Sinner, США, 85 минут, «Премьер-мультимедиа», 2004). Один из персонажей Пелевина был уверен, что слово «суккуб» — то есть демон женского пола — происходит от русского слова, означающего собаку женского пола. Но даже если это и так, героям фильма Батлера от подобного филологического открытия ничуть не легче: как и все картины, снятые по мотивам произведений жуткого Клайва Баркера (даже не обязательно самим маэстро!), этот также перенасыщен разномастными трупами и тошнотворными физиологическими подробностями. Вся история начинается в 1815 году, когда молодой послушник монастыря Томас Алкала (Грег Серано — «Национальная безопасность») уговаривает родного брата Грегори (Антонио Кьюпо) раскрыть таинственный сундучок в хранилище. Там, увы, оказываются два суккуба — то бишь демона женского пола: страхолюдная Мункар (Мэри Мара — «Планета Ка-Пэкс») и красотка Накир (Ребекка Харрелл). Обе сестрицы сбегают в будущее на Колесе Времени, а Грегори погибает. Теперь Томас, подгоняемый мстительным чувством и вооруженный кинжалом святого Никодимуса, устремляется за отродьями в будущее — то есть в наши дни. Правда, воспользоваться кинжалом может лишь святой, которого еще предстоит отыскать... Надо признать, сюжет развивается абсолютно предсказуемо. Ужасы перемежаются с «черным юмором» (благо и суккубы, и монах не сразу привыкают к реалиям начала двадцать первого века), а ближе к середине ленты Томасу удается переманить на свою сторону полицейского детектива Рейчел Дреслер (Джина Равера — «Шоу герлз»). В финале их охота на демонов завершается, а главный герой на пороге смерти вдруг осознает свою святость: иначе адские создания не были бы побеждены. Такое преображение Томаса выглядит вынужденной сюжетной уступкой. В самом деле, где на Земле XXI века, да еще за сутки, можно найти настоящего живого святого? И даже если бы мать Тереза к этому времени была жива, трудно представить старушку, орудующую во-от таким ножичком!

Тот свет в конце туннеля

А теперь немного о призраках — они тоже, я вам скажу, не подарок. Недавно эту истину в очередной раз подтвердил, в меру своих способностей, режиссер Джоханнес Робертс, сняв картину «Охотники Тьмы» (Darkhunters, Великобритания — США, 80 минут, «Пирамида», 2004). Как известно, люди, заблудившиеся между Тем и Этим светом, — несчастнейшие существа. Никто их не видит, кроме кошек, зато за беднягами охотятся многочисленные слуги дьявола, надеясь заполучить их души на халяву. Но не дремлет психолог Кэрри Миллер (Сюзан Патерно)! В результате давней автокатастрофы Кэрри тоже научилась видеть таких «промежуточных» покойников и даже может предсказывать даты и обстоятельства смерти всех, к кому прикоснется. Потому-то, встретив мятущегося полупокойника Чарли Джексона (Доминик Пинон — «Саботаж»), она спасает его сперва от инфернального Барлоу (Джефф Фейи — «Косильщик лужаек») в шляпе и с длинными ногтями, а затем от совсем уж адского «Джека» (Дэн Ван Хузен — «Враг у ворот») в капюшоне и с огненным лицом. Никому из них она Чарли не отдаст. Сама прикончит. Миссия, типа, такая... Джоханнес Робертс написал не только сценарий этой убогой ленты, но и сочинил к ней хорошую тревожную музыку. Однако тревожно в фильме только за режиссера, который потратил невеликий бюджет картины на алогичное вялое занудство и на дрессировку кошек. Кошки, впрочем, красивые. А вот Джефф Фейи заметно постарел и располнел — лужаек ему уже не косить. Хотя его персонажа все равно убили через полчаса после начала...

Кстати о мертвецах. Актер и режиссер Матье Кассовитц, сняв недавно картину «Готика» (Gothika, США, 95 минут, «Видеосервис», 2004), в очередной раз подтвердил: покойники — самые мстительные существа на свете. Затаив обиду, они начинают мучить живых, причем вовсе не тех, кто перед ними виноват, а тех, до кого легче дотянуться. Вот и выходит, что за чужие грехи отдуваются самые восприимчивые люди: дядечка Кевин Бэйкон в фильме «Отзвуки эха», тетенька Мишель Пфайффер в фильме «Что скрывает ложь» или задерганный пацан Хэйли Джоэл Осмент из «Шестого чувства». Именно эти граждане, подстрекаемые гостями из потустороннего мира, вынуждены проводить расследования и хватать за руку убийц. Француз Кассовитц был взят на должность режиссера потому, что в свое время поставил «Багровые реки», где мистика и триллер переплетались в непредсказуемой пропорции. Нечто подобное случается и в данной картине. Авторам тут надо и детективность соблюсти (один из главных мерзавцев законспирирован почти до самого конца), и мистику преподнести. Вот почему гости из мира теней демонстрируют то удивительную силу (могут запросто вскрыть снаружи замок камеры), то поразительную слабость (не могут без посредничества живых элементарно тюкнуть кирпичом по башке виновника страданий). Согласно сюжету, психиатра Миранду Грей (Хэлли Берри — «Бал монстров») обвиняют в жестоком убийстве мужа, ее коллеги и шефа Дуга Грея (Чарльз Даттон — «В последний момент»). Героиня, впрочем, довольно быстро понимает, что она не сошла с ума, а просто ею манипулирует душа мстительной Рейчел Парсонс (Кэтлин Мэккей), жаждущей справедливости. К финалу героиня узнает много нового и неприятного про покойного супруга и теперь должна выяснить, кто же второй гад — шериф Боб Райан (Джон Кэрролл Линч — «Фарго») или психиатр Пит Грэм (Роберт Дауни-младший — «Годзилла»). В финале, когда все получили по заслугам, героиня понимает, что теперь она накоротке с миром призраков (подобно герою упомянутого «Шестого чувства»), и работы у нее будет — хоть отбавляй, еще на пару сиквелов... Считается, что авторы выбрали для названия фильма неправильное написание («Gothika»), чтобы было пострашней. Но на самом деле и режиссеры, и сценарист, видимо, просто не захотели, чтобы их насквозь вторичную ленту кто-то мог перепутать с настоящей «Готикой» («Gothic») Кена Рассела. Но спутать божий дар с яичницей мудрено.

Билетик на второй сеанс

Теперь, как и обещалось, немного оптимизма. Первую, умеренную, его порцию выдает режиссер Джил Джангер в фильме «Если только» (If Only, США, 92 минуты, «Спайр», 2004). «Живешь только дважды» — название одного из фильмов «бондианы» — стало заветным для многих сценаристов, завороженных успехом «Дня Сурка» Хэрольда Рэмиса. Если герой известного рассказа Аркадия Гайдара по собственной воле отказывался пользоваться услугами Горячего Камушка и проживать жизнь заново, то герои голливудских лент лишены свободы воли: некто свыше позволяет им пройти отрезок пути, от одного дня (как в упомянутом «Сурке» или «Провале во времени» Луи Морно) до половины жизни (как в «Семьянине» Бретта Ратнера или «Мистере Судьба» Джеймса Орра), снова. То есть исправить прежние ошибки и не наделать новых. Фантастический прием особенно полюбился авторам мелодрам. Мол, у тебя с девушкой не ладится? Ладно, вот тебе еще шанс не быть дураком... Джил Джангер («Черный рыцарь») делает фильм, где фантастика вторгается в традиционную Love Story. Ян (Пол Николс) — вечно занятый бизнесмен-англичанин, его подруга Саманта (Дженнифер Лав Хьюит — «Сердцеедки») — нежная романтичная музыкантша, приехавшая в Лондон из США. Полагая, что Ян недостаточно ее любит, Саманта с болью в сердце решает его покинуть. И вскоре погибает в автокатастрофе. Однако благодаря инфернальному таксисту (Том Уилкинсон — «Патриот») герой получает возможность прожить их совместный с Самантой последний день еще раз. Герой делает все, чтобы доказать девушке свою любовь и спасти ее — даже ценой собственной жизни... И в первом-то варианте развития событий Ян выглядел приличным малым, а уж во втором, «подправленном», он производит неприятное впечатление конфетного Идеала без сучка и без задоринки. Герой так старательно делает добро, произносит такие прочувственные монологи и с таким сценарным нажимом доказывает свою любовь, что любая на месте Саманты бы насторожилась. Однако нашу эмоционалку это ни чуточки не трогает. И когда в финале она поет на редкость заунывную песню, посвященную возлюбленному, становится ясно: парень обречен на смерть. Такого счастья никто не переживет.

А напоследок — фильм без единого смертельного случая! Это фантастическая комедия Марка Уотерса «Чумовая пятница» (Freaky Friday, США, 93 минуты, «Видеосервис», 2004). О том, что родителям и детям время от времени стоит поменяться телами, чтобы понять проблемы другого поколения, — писатели и киношники рассказывали неоднократно. В Советском Союзе, например, еще сорок лет назад появилась пьеса Юрия Сотника «Просто ужас» (в 1982 году была перенесена на экран Александром Полынниковым), где умный папа оказывался в шкуре раздолбая-сына — и наоборот. В Штатах существовал роман Мэри Роджерс, по которому в 1976 году было поставлено кино с юной Джоди Фостер в главной роли. Нынешняя картина Марка Уотерса («Вверх тормашками») — ремейк того фильма тридцатилетней давности. Итак, для того, чтобы замороченная делами (в сумке — полдюжины мобил) мамаша-психотерапевт Тесс Коулман (Джейми Ли Кертис — «Хэллоуин») и ее молоденькая дочь-гитаристка Анна (Линдси Лохан — «Ловушка для родителей») перестали конфликтовать, старая колдунья-китаянка из ресторана дает им два печенья с предсказаниями — и мать с дочерью меняются местами. Сам процесс обмена сопровождается легким землетрясением и музыкой в стиле саундтрэка к «Байкам из склепа», а дальше начинается натуральный ужас. Поскольку роковой exchange свершается именно в день, когда дочери надо выступать со своей рок-группой на прослушивании, а матери — репетировать свадьбу с благородным Райаном (Марк Хармон — «Прирожденные убийцы»). В финале, разумеется, мать и дочь проникаются проблемами друг друга — и наваждение кончается... Нельзя сказать, что фильм чересчур оригинален. Напротив, почти все его гэги предсказуемы (мамаша теряется на рок-концерте, так как впервые держит в руках гитару, а дочура приводит в недоумение своих пациентов; но поскольку для авторов фильма и рок-н-ролл, и психоанализ — одинаковая белиберда, героини довольно легко находят решение проблем). Фильм заслуживает внимания лишь по одной причине. Дело в том, что Джейми Ли Кертис — недаром дочь знаменитого комика Тони Кертиса. Комический дар Кертис-младшей, к сожалению, задействуется Голливудом не слишком часто, а жаль. Одно удовольствие глядеть, как сорокапятилетняя актриса изображает пятнадцатилетнюю соплюшку, оказавшуюся в чужом теле, но не способную отказаться от девчоночьих привычек... Это нечто.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003