ИЗДАТЕЛЬСТВО «АЗБУКА»
Среди крупнейших российских издательств
«Азбука» еще и издательство с давними традициями. В свое время оно подхватило упавшее знамя «Северо-Запада», оно же рискнуло и начало издавать первую серию отечественной фэнтези, где вышли впоследствии ставшие классикой фантастики «Волкодав» Марии Семеновой, «Летописи Хьерварда» Ника Перумова, «Ведьмин век» и «Пещера» Марины и Сергея Дяченко, а также книги многих других авторов.И вот теперь, после длительного молчания, «Азбука» возвращается к читателям с новыми сериями и новыми книгами.Наш журнал считает своим долгом рассказывать о планирующихся новинках, о политике издательств, о взглядах издателей на литературный процесс. Именно поэтому сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с
Денисом Лобановым, заведующий редакцией фантастики издательства «Азбука», и ответственным редактором серии «Правила боя», литературным критиком
Василием Владимирским.
Начнем с фантастики отечественной. «Азбука» издает ее, если не ошибаюсь, с 1994 года. Изменился ли подход к отбору произведений с того времени?
ВВ: Главное отличие по сравнению со второй половиной девяностых мы значительно расширили жанровый спектр, публикуем не только фэнтези, но и фантастику других направлений и жанров, от киберпанка до фантастического триллера. Пытаемся вернуть позиции, которые занимала «Азбука» до финансового кризиса 1998 года. Главным же критерием остается качество текста. Предпочтение «Азбука», конечно, отдает произведениям динамичным и увлекательным было бы странно, если б мы стремились издавать скучные книги. Ну и, разумеется, не последнюю роль играет имя автора, его известность и популярность у читателей. Одним из наших достижений на этом фронте я бы назвал издание «Кормчей книги», нового романа Геннадия Мартовича Прашкевича, отмеченной на киевском «Портале» гран-при.
Что представляет собой серия «Правила боя»? Очевидно, она формируется не по жанровым признакам (в ней издавались и фэнтези, и НФ). Так что же все-таки объединяет произведения, выходящие в «ПБ»?
ВВ: Все произведения, выходящие в серии «Правила боя» это динамичная, увлекательная «боевая фантастика» с яркими запоминающимися героями. По крайней мере, мы стараемся подбирать именно такие вещи.
Планируются ли в «Азбуке» другие серии отечественной фантастики?
ВВ: Да, сейчас помимо «Правил боя» мы собираемся запустить еще две серии. В одной из них будет выходить фэнтези, во второй научная фантастика во всем своем разнообразии, от антиутопии до «космической оперы». Есть и другие планы например, серия «Городской фэнтези» в духе «Ночного дозора» Лукьяненко и «Тайного города» Панова. Ведущим автором этой серии станет Игорь Чубаха, писатель талантливый и работоспособный.
Насколько охотно издательство работает с новыми авторами, в частности с дебютантами?
ВВ: В российской фантастике сейчас сложилась довольно специфическая ситуация: все популярные авторы, чьи новые книги заведомо будут пользоваться у читателей спросом, уже нашли своего издателя. К примеру, романы Сергея Лукьяненко выпускает «АСТ», Ника Перумова «Эксмо», Марию Семенову «Азбука» и т.д. У большинства же авторов тиражи куда более скромные, пять-десять тысяч экземпляров. В этой ситуации издатели вынуждены искать новые имена: вдруг чьи-то книги особенно придутся по душе читателю и станут бестселлерами? В «АСТ» функцию своеобразного полигона до недавнего времени выполняла «Библиотека фантастики «Сталкер», сейчас серия «Звездный бульвар»… Естественно, «Азбука» тоже делает ставку на дебютантов и просто слабо раскрученных авторов. В «Правилах боя» уже вышли первые книги Елены Первушиной, Максима Огнева, Елизаветы Ельской и Олега Овчинникова, намечаются другие дебюты…
Книги «Правил боя», трилогия «Числа и знаки» Бурносова, романы Ван Зайчика всегда сопровождаются пред- и послесловиями, информацией об авторах и т.д. Это редкость в наши дни обычно издатели «не морочат себе голову» такими вопросами. Вы полагаете, все эти дополнительные материалы еще интересуют современного читателя?
ВВ: Некоторую часть наших читателей безусловно интересуют. Причем, как правило, это самые квалифицированные, самые продвинутые наши читатели. Предисловие, информация об авторе, его фотография все это помогает включить конкретную книгу в определенный контекст, создает атмосферу. Из двух одинаковых книг, одна из которых снабжена предисловием, а другая нет, я лично всегда выберу первую. Тем более что предисловия нам пишут известные критики и публицисты Андрей Балабуха, Владислав Гончаров, Глеб Елисеев, Владимир Пузий и другие.
Тогда следующий вопрос: на какого читателя в первую очередь вы ориентируетесь, издавая фантастику именно так?
ВВ: На самую широкую аудиторию. Подавляющее большинство произведений, выходящих в «Правилах боя», это прежде всего авантюрно-приключенческая фантастика, но одними «приключениями тела» их содержание не ограничивается. Наши книги не разочаруют любителей философской и психологической фантастики, достаточно вспомнить «Кормчую книгу» Геннадия Прашкевича, «Семь грехов» Олега Овчинникова или «Имена мертвых» Людмилы и Александра Белаш.
Что касается фантастики переводной здесь тоже «Азбука» заметно выделяется на общем фоне, в частности, серией «Элита». Как возникла идея этой серии? Книги каких авторов выйдут там в ближайшее время?
ДЛ: Существует ряд авторов, пишущих прекрасную фантастику, выходящую, однако, за пределы жанра. Издавать их в одной серии, скажем, с «Конаном» попросту нелогично. Мы собрали лучшее из написанного в этом «пограничном» жанре, в результате чего и получилась серия «Элита». Однако хотя книги из этой серии все хвалят, продажи сравнительно невысоки. Читатели предпочитают качать тексты из Интернета (до 5000 скачиваний одной книги!). Получается, российские интеллектуалы главные наши Интернет-пираты: поклонники какого-нибудь Маккирнана предпочитают книжки покупать. Что же касается перспектив, то в ближайшее время в «Элите» должны выйти «Восьмая нога бога» Майкла Ши и новые романы Грегори Киза из цикла «Век безумия». Были закуплены также произведения Яна Уотсона, Роберта Холдстока, новый сериал Джина Вулфа «Рыцарь».
Многие читатели справедливо упрекают «Азбуку» в том, что серии «Наследники Толкина», «Наследники Толкина: Коллекция», «Классика фэнтези» и «Черный дракон» несколько сбивают с толку своей многочисленностью и невнятностью концепции («по какому принципу в той или иной серии печатают те или другие произведения?»). Не проще ли было сделать одну, максимум две серии?
ДЛ: Мы учли пожелания читателей. В дальнейшем в «Азбуке» будет выходить только две серии переводной фэнтези: «Коллекция» и новая подарочная серия, богато иллюстрированная, на белой бумаге. Остальные серии закрываются. Это, впрочем, не касается серий издательства «Максима», с которым мы плотно сотрудничаем.
Каковы ваши прогнозы относительно новых имен, «открытий» в фантастике зарубежной и отечественной в ближайшие несколько лет? Неужели все сколько-нибудь толковое наши издатели уже перевели, а остался сплошь «второй сорт»?! И насколько справедливы упреки некоторых критиков относительно упадка или как минимум летаргического сна отечественной фантастики?
ДЛ: И отечественная, и западная фантастика сейчас переживают кризис, причем западная более сильный. К сожалению, лучшее действительно переведено и издано, и новых перспективных авторов сегодня почти не появляется.
В чем, по-вашему, причины кризиса современной фантастики? И каковы возможные пути выхода из этого кризиса?
ВВ: На мой взгляд, причин у нынешнего кризиса отечественной фантастики несколько. Прежде всего, это кризис перепроизводства: фантастики пишут и издают много, в том числе фантастики неплохой, но читатель просто теряется в этом море названий и имен, из которых ему известен, дай Бог, десяток. Помочь человеку сориентироваться в этом, кстати, одна из главных задач журнала фантастики. Кроме того, многие талантливые авторы, которых во время оно уверенно отнесли бы к нашему цеху, сейчас дистанцируются от фантастики, хотя на самом деле пишут именно ее, родимую. Могу назвать много имен, от Михаила Веллера до Павла Крусанова и Дмитрия Быкова. Причина понятна. В шестидесятых-восьмидесятых продвинутые читатели ждали от фантастики прежде всего тонкой интеллектуальной игры, многослойности, парадоксальности всего того, чего по определению не могло быть в «соцреализме». Именно поэтому советская интеллигенция увлеченно читала Стругацких, Шефнера, Лема… Сейчас эту потребность удовлетворяет так называемый «магический реализм». О фантастике же многие поверхностно судят по бегалкам-стрелялкам, авторы которых не имеют ни таланта, ни желания вырваться за пределы узко понимаемого жанра. Естественно, возникает рефлекторное желание откреститься от ТАКОЙ «фантастики». В результате мы теряем не худшую часть наших авторов и читателей…
Какими новинками в ближайшее время порадует любителей фантастики ваше издательство?
ВВ: Что касается отечественной фантастики, то в наших планах около двух десятков новых произведений. В ближайшее время ждем из типографии сборник Евгения Филенко «Шествие динозавров» это один из самых ярких авторов «четвертой волны», так и не оцененный, на наш взгляд, по достоинству. Также в плане стоит «Меняла» Виктора Ночкина, «Свидетели Крысолова» Игоря Пронина, несколько романов плодовитого Ильи Новака, как фэнтезийных, так и научно-фантастических… Среди дебютантов выделяется Лора Андронова ее сборник «По велению Грома» уже подготовлен к изданию. Кроме того, осенью мы рассчитываем выпустить «Руны Судьбы» Дмитрия Скирюка, третий, завершающий роман о приключениях травника Жуги.
ДЛ: Собираемся активно издавать Кэрролайн Черри, в том числе «Шаннур», научную фантастику Элизабет Мун, куплены права на романы Чарлза де Линта. В издательство «Максима» начнут выходить книги на базе знаменитой игры «Magic The Gathering».
Если я не задал какой-нибудь вопрос, на который вам хотелось бы ответить, задайте его сами и ответьте на него, честно и откровенно! :-)
ДЛ,
ВВ: Планов у нас множество, можно долго обсуждать каждый конкретный проект, никакого времени не хватит. Так что лучше пожелаем-ка мы удачи журналу «Реальность фантастики». Высоких вам тиражей и много новых интересных авторов, коллеги!
Беседовал Владимир Пузий
|