№8(12)
Август 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

БОЛГАРИЯ — СТРАНА ФАНТАСТИЧЕСКИХ НАДЕЖД!


Август месяц знаменателен для Болгарии и болгарской фантастики. С 5 по 8 августа в городе Пловдиве пройдет Еврокон (Европейская конференция любителей фантастики). Естественно, наш журнал не мог пройти мимо столь знаменательного события, и данный номер приобрел некоторый болгарский уклон: вы уже могли прочитать рассказы болгарских авторов Янчо Чолакова и Агопа Мелконяна. Обложка оформлена работами болгарских художников, и весьма удачно :-). Сейчас же хотим предложить вашему вниманию интервью с известным деятелем фэндома Болгарии, писателем, издателем и художником — Атанасом Славовым. Нашим читателям, несомненно, будет интересно, как обстоят дела с фантастической литературой в сегодняшней Болгарии, стране, куда съедутся в этом году издатели, любители и писатели фантастики со всей Европы и не только.

Редакция

— Как отразился развал социалистической системы на издании фантастики в Болгарии?

— После развала социалистического лагеря практически сразу же начался издательский бум. Фантастические книги (да и не только они) выпускались стотысячными тиражами, но длилось это недолго. Рынок быстро насытился. Сегодня даже новые произведения Стивена Кинга издаются не более чем 3000-ным тиражом, не говоря уже о болгарских авторах. Видимо, это обусловлено и тем, что потребности нашей страны в фантастической литературе гораздо меньше, чем в России или даже в Украине. Болгария — страна небольшая.

— Какова ситуация на современном рынке фантастики Болгарии? Каковы предпочтения читателей и издателей (отечественная или зарубежная или зарубежная литература)?

— Вопрос для меня очень болезненный. Конечно же, на рынке господствуют переводы англоязычной фантастики. Они диктуют «фантастическую моду». Но продажи и такой литературы существенно упали. Заметно снизилась покупательская способность людей, а цены на книги возросли. Сыграло свою отрицательную роль и разочарование большинства граждан в общественных идеалах. Многие стали искать их в западной культуре, в том числе и литературе.

Потеря веры в национальную идею привела даже к тому, что блистательный сериал Н. Теллалова практически не вызвал какой либо читательской реакции.

Тем не менее, считаю это явление временным. Болгарская фантастика продолжает развиваться. Появляются новые талантливые авторы, и это процесс уже набирает силу.

— Сегодня понемногу восстанавливаются утраченные связи между восточноевропейскими странами: у нас снова стали выходить книги поляков, болгар и т.д., в Польше выходят книги российских и украинских фантастов. А как обстоит с этим делом в Болгарии? Выходят ли у вас книги современных русскоязычных авторов?

— Для всех любителей русскоязычной фантастики это очень актуальный вопрос. За последние десять лет в Болгарии было издано всего несколько книг Стругацких, Логинова вот, практически и все. Выросло целое поколение молодых болгар, не изучающих русский язык в школах и потому далеких от русской культуры и литературы. К тому же, издания на русском языке продаются только на стихийных книжных рынках и больше нигде. Старое поколение фэнов читает фантастику на русском языке только в Интернете. Правда, справедливости ради надо отметить, что последнее время в Болгарии начали издавать книги таких известных российских авторов, как Сергей Лукьяненко и Ник Перумов. С октября месяца этого года надеемся начать распространение и журнала «Реальность фантастики».

— Как вы думаете, изменит ли проведение Еврокона на территории Болгарии к лучшему издательскую политику в отношении отечественных авторов?

— Есть серьезные основания полагать, что после проведения Еврокона в Болгарии, отношение к отечественным авторам и к отечественной фантастике существенно изменится в лучшую сторону. Во всяком случае, мы, как организаторы европейского конвента, не намерены сидеть сложа руки и приложим все усилия к тому, чтобы болгарская фантастика заняла достойное место в культуре нашей страны.

— Мы знаем, что Вы автор термина «Фантастология», характеризующего исследовательскую область фантастической литературы. Как Вы воспринимаете место фантастики структуре человеской культуры?

— Не вдаваясь в излишнее теоретизирование, можно сказать, что мы (человечество) давно живем в «оке тайфуна», если допустима сия аналогия. Жизнь вокруг нас выглядит нормальной, как бы даже застойной, а на периферии нарастает скорость изменений — они просто не дошли до нашего сознания. Так что искусство, претендующее на то, что отражает «реалистическую действительность», отстает от жизни уже в момент своего рождения.

И еще: я не принимаю как полноценную методику сведение исследований фантастики к литературоведению (как подчас у вас это делает фантастиковедение).

Фантастика — типологическая специфика искусства, пронизывающая все структуры человеческой культуры и адекватно реагирующая на меняющийся мир. Не случайно она существует и во вне-эстетических формах — анекдоты, байки, городские мифы, граффити, самодеятельные песни и т.д. Таким образом, мы имеем дело с культурологическим комплексом, которому тесно в рамках стандартного литературоведческого подхода.

Из досье «РФ»

Атанас Петков Славов

Родился в1947 году в Болгарии, городе Бургасе. По специальности — геодезист. В 1969 г. создает первый в Болгарии клуб фантастики «Терра Фантазия». В 1972 г., переехав в Софию, участвует в учреждении «Клуба прогностики, фантастики и эвристики им. И.Ефремова», и с 1974 по 1990 г. — его руководитель. Писатель-фантаст, опубликовал более десятка новелл и рассказов, а так же роман «Психопрограммированный».

Активист мирового фэндома, принял участие в работе Евроконов в Познани, Загребе, Будапеште. Участник в Worldcon`90 в Гааге. «National officer» для Болгарии в организации профессиональных фантастов «World SF»(1990-1995). Президент первого в Болгарии частного издательства, специализировавшегося на фантастике — «ОРФИЯ» (1990-1992). Составитель единственного альманаха славянской фантастики на английском языке «ORPHIA», который в Гааге получил премию WORLD SF «Carel»(за качество переводов) и диплом за особый вклад в укрепление связей между культурами.

Переводчик. Перевел на болгарский язык произведения Стругацких, Биленкина, Гансовского, Варшавского, А.Щербакова, А.Скаландиса, Е.Лукина и др. Составитель 7 антологий молодых болгарских фантастов: Исследователь фантастики, критик и теоретик-фантастовед, автор более 40 статьей по литературе, кино, живописи, музыке. Составитель и автор коллективной монографии «Прогностика, фантастика, мировоззрение» (1981). Основатель и редактор странички клуба http://www.fantastika-bg.com. Издатель и автор фензина «Фентернет» (http://www.fantastika-bg.com/fenternet). Его печатный вариант выходит ежеквартально, и в августе 2003 получил приз Еврокона. В последние годы занимается компьютерной графикой и иллюстрацией.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003