№7(11)
Июль 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ИСКУССТВО ВЫМЕРЗАНИЯ

Марина Дяченко , Сергей Дяченко


Режиссер: Роланд Эммерих. В ролях: Дэннис Куэйд, Джейк Гилленхэйл, Эмми Россам, Села Уорд, Джо Кобден, Джаред Харрис, Рик Хоффман, Пэрри Кинг, Кеннет Москоу. Жанр: Боевик, катастрофа, фантастика. Студия: 20th Century Fox.

«Десятки торнадо над США» — кого сейчас удивит сегодняшнее название статьи, где фигурируют челевеческие жертвы, тысячи разрушенных домов… Природа в последние годы словно сошла с ума. Уж не призрак ли это надвигающегося апокалипсиса? Как тут не сделать фильм-катастрофу — и людей попугать, и деньги заработать, и предупреждение некое высказать на радость «зеленым»…

Типовой голливудский фильм-катастрофа собирается из кирпичиков, будто игрушечный домик. Устройство блокбастера можно изучать, как на анатомическом пособии, на фильмах Роланда Эммериха «День независимости» и «Послезавтра». И там и там человечеству не поздоровилось; в первом случае Земля поставлена на грань гибели злобными инопланетными захватчиками, во втором — беспечностью самих людей (в частности, кондовой непрошибаемостью американского вице-президента, который, правда, в финале раскаялся). Кстати, показательная тупость некоторых персонажей — такая же обязательная составляющая блокбастера, как реющий в кадре американский флаг (пусть и замерзающий), семейные ценности (нарушенные вначале и восстановленные в конце) и обязательный хэппи-энд главных героев.

Можно сколько угодно смеяться над голливудскими штампами, но они работают. Крыса со вживленным в мозг электродом может быть хоть профессором нейрофизиологии, но когда по команде экспериментатора в мозг поступает импульс — животное реагирует предсказуемо, пусть даже чертыхаясь про себя. Если профессионалы нагнетают напряжение — будете дрожать в креслах и вздрагивать. Если в кадре появится ребенок в онкологической клинике — в горле встанет комок. Если отец поклянется найти и спасти своего сына — только, пожалуй, женская часть зала позволит себе терпеливо вздохнуть. Зрители-мужчины стиснут пальцы на подлокотниках и отправятся через ледяную пустыню в затопленный, разрушенный, обледенелый Нью-Йорк — вслед за главным героем (Дэнис Куэйд, который, к слову сказать, мог бы играть в маске с изображенным на ней мужественным и решительным лицом). Закон жанра? Возможно. Все прочие персонажи, а их немало, строго следуют традициям «комедии дель арте» — Преданный-Науке-Ученый, Юноша-Вундеркинд, Девушка-Предмет-Любви, Бомж-Балагур, Благородный-Чадолюбивый-Негр, Жена-Самоотверженный-Врач, Толстяк-Наперсник-Главного-Героя…

Правда, в «Послезавтра» этот набор обогатился еще одним персонажем: престарелый хоббит Йан Хольм, мудрый и симпатичный агличанин-климатолог. Этот персонаж вызывает, возможно, больше всего сочувствия — может быть потому, что на него накладывается образ Бильбо Бэггинса?

Да, фильм-катастрофа — никоим образом не психологическая драма. Наличие множества персонажей (а иначе не будет мощного эпического накала) съедает глубину характеров и взаимоотношений. Главный герой не подвержен ни тени страха: он обязан просветить туповатые власти, указать путь к спасению (чтобы Америка потом спасла весь мир!) — но прежде он обязан вырвать сына из пасти неминуемой смерти. Пусть умрет весь мир и пара-тройка второстепенных персонажей: для голливудских сценаристов человечество давно перешло в разряд пушечного мяса…

В таких фильмах драматургическую нагрузку берут на себя спецэффекты: собственно, ради них все и затевалось. Кинозритель давно уже подсажен на иглу суперзрелищ, с каждым разом ему требуются все большие дозы. Никто не может соперничать здесь с Голливудом, превратившегося нынче в глобального кинонаркобарона. И вот, по всем законам психиатрии, новый виток безумия — спецэффекты, в которые веришь.

…Сидишь в кресле, дрожащем от мощной стереофонии крушащихся небоскребов, воя чудовищных торнадо, чертыхаешься от узнавания деталей киноконструктора, от театральной убогости игры, от лобовой интонации проповеди, от того, что заранее знаешь, чем все закончится — и вдруг попадаешь в плен невиданных доселе образов. Токио, гибнущий от гигантских градин, засыпаемый снегом Дели, цунами, накрывающее Манхеттен, баржа, плывущая по 5-й Авеню, мгновенно замерзающие небоскребы… Это производит впечатление. Не знаем, насколько научно обоснована гипотеза о возможности мгновенной ледниковости, насколько правомочна муссируемая в рекламе роль этого фильма как экологического предостережения человечеству — но многие кадры картины войдут в подсознание как нечто, неизмеримо превосходящее конструкцию голливудского «кукольного домика».

В последние годы спецэффекты все решительнее вживаются в ткань искусства, из картонно-компьютерных поделок превращаясь в достойную веры кинореальность. Все незаметнее «швы», все труднее различить «белые нитки».

«Послезавтра» — новый виток спирали на этом пути. Кинофантастика, королева спецэффектов, на марше. Компьютерная графика дешевеет; скоро то, что удалось Эммериху, станет доступно (по деньгам) студенту киношколы. Недалек день, когда и Украина с Россией смогут выразить себя в кинофантастике, благо в постсоветской литературе немало интересных поисков и открытий.

А если совсем уж помечтать — то послезавтра кино вообще обойдется без спецэффектов. Но это уже фантастика.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003