№7(11)
Июль 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

МИРОПРОХОДЦЫ, ИЛИ ЮРИСДИКЦИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРОВ

Елизавета Дворецкая


Андрей Ерпылев. Золотой империал. — М.: АРМАДА: «Издательство Альфа-книга», 2004. — 409 с.: ил. — (Фантастический боевик)

Фантастика как направление в литературе сама по себе настолько многолика, что подобрать новые определения, адекватно отражающие суть, взамен порядком устаревшего деления на «НФ» и «фэнтези», довольно трудно. Но ей, фантастике, и этого кажется мало. В полном соответствии со своей природой, она стремится к разнообразию, непредсказуемости, переменчивости даже в границах отдельно взятого произведения — и смешение тем и стилей, родов и видов не кажется безвкусным. Ибо отражает суть направления в целом.

Вот, скажем, роман Андрея Ерпылева «Золотой империал». Начинается он в духе обычного, современного российского детектива — сценой типа «лежать, руки за голову». Захват спецназом квартиры наркоторговца вместе с хозяином и его товаром оборачивается пока чисто детективной неожиданностью — кроме ожидаемой партии «дури» капитан Александров обнаруживает в квартире золотую царскую монету. Но мало того, что подворачивается еще одна «статья». Монета какая-то странная: Николай Второй на портрете совсем не похож на привычный образец, а главное, дата выпуска несусветная — 1994 год. Причем монета явно была в употреблении! Так откуда же она могла взяться?

Да, читатель уже догадался откуда — он же помнит, что держит в руках не детективный, а фантастический роман. Из параллельного мира, причем настолько похожего на наш, что там есть свои Москва и Санкт-Петербург, свои Майн Рид и Шаляпин. Но история страны там пошла по-другому: поворотным пунктом послужило одно событие в середине 18 века, даже не политическое, а скорее научно-географическое… И вот — революции 1917 года там не было, монархия сохранилась (из-за чего тот мир будем называть мир Империи). Рубль там — крепчайшая валюта мира, а североамериканский доллар считают «презренным». Так наш детектив превращается в «альтернативную историю», направление достаточно популярное, хотя и не всем внушающее доверие.

Не будем здесь рассуждать, насколько возможны в принципе разные варианты развития одной и той же страны при тех же условиях, и может ли случайность серьезно изменить ход истории. Один из главных героев книги, жандармский ротмистр граф Чебриков, получил-таки возможность увидеть свою родную страну, избравшую другой путь развития. Наглядно сравнить результаты исторического процесса, увидеть Россию свою — и Россию чужую. Возможность, от которой мало кто отказался бы. Но если Чебриков увидел чужую Россию, то нам, читателям, увидеть «его» Россию случая, к сожалению, не представилось. Но об этом после.

При чтении возникает мысль, что сам автор тоже не очень хорошо представлял себе, как выглядела бы монархическая Россия к 2002 году. Гости «оттуда» старомодным обращением напоминают фильмы про дореволюционную жизнь, словно Россия монархическая благополучно законсервировалась где-то на грани 19-го и 20-го веков, сохранив заодно и манеру выражаться, и дворянские дуэли, и еще многое, о чем нам остается только догадываться. А супермен Чебриков, сочетающий блестящую подготовку, светское воспитание и высокие моральные качества, даже напоминает небезызвестного Эраста Фандорина. Особенно по контрасту с «ментами», непривлекательные образы которых вызывают еще большее отвращение, чем то зло, с которыми они призваны бороться.

В нищую и унылую «чужую» Россию Чебрикова привел служебный долг — преследование преступника Георгия Кавардовского, по прозвищу Князь, буквально «на хвосте» которого он и проскочил в ворота между мирами. У криминального слоя того и другого мира давно налажена связь — известны проходы, организован провоз и сбыт контрабанды, в том числе золотых монет иномирной чеканки. Именно о монетах хочется сказать чуть больше. В этом сюжете денежные знаки выступают не только как универсальная ценность, имеющая хождение даже в параллельных мирах, не только какдеталь, создающая связь между героями, но и как своеобразная маркировка миров. Не что иное как деньги отличает один мир от другого, пусть очень похожего, и описание монет быстро наведет внимательного читателя на мысль — где здесь наш мир, где не наш… Ну-ка, россияне, закройте глаза и вспомните, сколько гербов на крыльях орла на рублевых монетах? Восемь или двенадцать? Или… Нет, вы вспомните, а не лезьте сразу в карман!

А детективная линия идет своим чередом: коллеги из параллельных миров, ротмистр Чебриков и капитан Александров, быстро находят общий язык и готовы вместе бороться с межмировой преступностью. И даже спорят, оба пылая служебным рвением, в чьей юрисдикции находится Кавардовский, успевший наследить по обе стороны «ворот». Вот только врагами их, как это часто бывает, вскоре становится не только криминальный мир, но и, увы, правоохранительные органы. Арест, бегство из тюрьмы, прорыв в иной мир — вот только не тот, из которого пришел ротмистр Чебриков…

И вот наш роман-оборотень снова изменил облик: из детектива пополам с «альтернативкой» он превратился в «калейдоскоп миров». Мы уже, в общем-то, знакомы с порядком его работы: в определенных местах существуют ворота между мирами, действующие постоянно или открывающиеся в определенное время, причем некоторые из ворот могут находиться ниже или выше уровня земли. Миры могут быть топографически идентичны, но окультурены по-разному, а можно попасть и в другую геологическую эпоху. В некоторых парах миров время идет параллельно, то есть там тот же год на дворе, а при иных перемещениях осуществляется сдвиг и по времени тоже. Короче, широчайшее поле для фантазии автора и весьма захватывающие перспективы для читающего. Разнообразие картин увлекает, уводит все дальше и дальше от привычного «лежать, руки за голову», от унылых улиц, блошиных рынков и пустых прилавков с продуктами по талонам, и назад оглядываться совсем не хочется.

Это тем более приятно, что, строго говоря, вместе с первой из трех частей романа кончается и сюжет. Дальше уже почти ничего не случается, герои странствуют из мира в мир и переживают разнообразные дорожные приключения. Из значимых событий происходит только поимка преступника Кавардовского — и то здесь стоит указать на «провал» в сюжете. Совершенно непонятно, каким образом из разбойничьего логова, где Чебриков сражался с «князем людоедов» Роландом, миропроходцы переносятся под гостеприимный кров дружески настроенных туземцев. Как туземцы пришли на выручку, куда девались разбойники-людоеды? Кстати, с коварным и двуличным Кавардовским, князем-каторжником, связано много непонятного. Неясно, зачем Кавардовский так стремился вернуться в свой мир, где «волкодавы» из жандармерии не чета продажным и непрофессиональным «ментам». Неужели патриотизм взыграл в бандитской душе? Едва ли: такому волку гораздо привольнее в мире, где пастухи безалаберны, овцы беззащитны, а с местными «авторитетами» он расправляется без труда. Непонятно, из каких побуждений Кавардовский фактически спас своего злейшего врага Чебрикова, предложив князю Роланду сразиться с ним, для чего ротмистру, естественно, развязали руки и дали оружие. Непонятно отношение Кавардовского к его милицейскому пособнику, продажному лейтенанту Лукиченко, которого он сначала хотел убрать как ненужного свидетеля, потом своими руками вытащил из проруби и потянул с собой в странствие по иным мирам, в одном из которых Лукиченко и был автором оставлен — за ненадобностью. Но вот погоня закончена, и рецидивист со связанными руками отправляется вместе с миропроходцами на поиски родного мира, где его ждет справедливый суд.

Из мира в мир следуют герои, наблюдая то Сибирь, населенную потомками ордынцев, немцев и поляков, то ядерную зиму, то нетронутый таежный рай, полный чистого воздуха, прозрачной воды, зеленого леса и прочих природных богатств. Читать о них интересно, и особенно грызет любопытство: ну, когда же мы придем наконец в Россию-Империю и увидим, как жили бы, возможно, и мы сами, сумей наша Россия избежать потрясений 20-го века…

Правда, в живой и красочный, даже остроумный стиль повествования вкраплены фразы, вызывающие, мягко говоря, изумление. Например, сцена: попавший под арест урка ночью убивает подельника, а потом вскрывает вены и себе. Бомж, проснувшийся от льющихся на него потоков крови, «кинулся ему на помощь». Учитывая, что урка в это время резал вены, «помощь» в этом деле выглядит странно. Или так: «Путники, скинув с себя все, что можно, чтобы не окоченеть на холодном ветру…» Батюшки, что за странный способ борьбы с холодом! Ах, «дабы просушить у огня»! Или: ««Муравейник»… казался забытой среди болотного мха бабкой-ягодницей корзинкой». Ну, слава Богу, что все-таки не бедная старушка забыта на болоте, а всего-навсего корзинка!

И вот, после множества приключений, когда герои давно потеряли счет пройденным мирам, мир Империи наконец найден. Вот только жить в эту пору прекрасную уж не придется… — увы, нам его увидеть не удастся, нас в Империю не пустят дальше ворот. И настоящим концом окончание текста назвать трудно — это в лучшем случае промежуточный финиш, и то лишь для двух героев. Чтобы узнать, куда девался капитан Александров и двое его спутников, нам придется подождать продолжения, если оно будет. Впрочем, некоторый смысл можно увидеть и в этом. Ведь вращающийся перед нами калейдоскоп миров может выдать любое сочетание красок, кроме одного — последнего. И книга без конца, если она посвящена вращению десятков миллионов миров, по праву может претендовать на роль бесконечной



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003