№6(10)
Июнь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

БАБОЧКА ЛЕТЕЛА, КРЫЛЫШКОМ МАХНУЛА...

Лев Гурский


Сегодня в нашем обзоре видео будут представлены различные жанры: от серьезной антиутопии до развеселой компьютерной анимации. Главное для зрителей — не ошибиться в выборе и другим не дать.

Смерть в реальном времени

Уже не первый раз киношники-фантасты пытаются совместить охоту на человека с телешоу (достаточно вспомнить «Цену риска» Ива Буассе, «Десятую жертву» Элиа Петри, «Бегущего человека» Пола Марка Глейзера), но в картине Филиппа Мартинеса «Вердикт народа» (Citizen Verdict, США, 94 минуты, «Спайр», 2004), пожалуй, впервые объединяются суд присяжных с реалти-шоу. К сожалению, с точки зрения зрелищности и динамичности работе Мартинеса далеко до фильмов-предшественников. Картина «Вердикт народа» — пример «правильного» кино: все акценты расставлены верно, политкорректность зашкаливает, приверженность авторов идеалам демократии не подлежит сомнению, но... смотреть картину скучно. Отчасти потому, что создатели фильма не способны выдержать ритм и многие эпизоды откровенно «провисают». Но прежде всего потому, что авторы ломятся в открытую дверь и, ставя проблему, заранее знают ее решение. Итак, согласно сюжету, шоумен Марти Рокман (Джерри Спрингер) с благословения губернатора Флориды Тайлера (Рой Шайдер — «Челюсти») решает проводить судебный процесс в прямом эфире, причем все телезрители могут выступить в роли присяжных. Да, Рикки Карр (Рафаэлло Дегруттола) виновен в убийстве, но приговорившие его зрители не испытывают никакой радости от процедуры казни в реальном времени, на глазах у миллионов зрителей, а адвокат Карра, усталый Сэм Паттерсон (Арманд Ассанте — «Привычка жениться»), быстро понимает, что организатор шоу его подставил, и что защитник — только пешка в чужой игре, а само действо — лишь циничная насмешка над настоящим судопроизводством и демократическими процедурами... Роль циничного шоумена Рокмана сыграл почти столь же циничный шоумен Спрингер — организатор одного из самых грязных телешоу (по сравнению с которыми российские «Окна» с Нагиевым выглядят почти как «Спокойной ночи, малыши»). Так что саморазоблачительный монолог героя фильма звучит в устах актера абсолютно естественно. Однако Арманд Ассанте, привычный к ролям мафиози, неорганичен в роли поборника справедливости, а все приемы, будто бы подводящие зрителей к катарсису (крупные планы, раздумчивое движение камеры, долгая проникновенная лирическая музыка), выглядят донельзя провинциальными.

Будущее сделаем сами

Кстати, а что такое «реальное время»? И насколько наше время реально и доступно для вмешательства? Режиссеры Эрик Брэсс и Дж. Макайя Грубер своим фильмом «Эффект бабочки» (The Butterfly Effect, США, 110 минут, «Пирамида», 2004) не дают однозначного ответа на эти вопросы. Создатели ленты выводят название своего фильма из теории хаоса, согласно которой движение крыльев бабочки в Бразилии может стать началом мощного торнадо в Техасе. Однако любителям фантастики вспоминается другая бабочка: из рассказа Рэя Брэдбери. Из-за бабочки, раздавленной в мезозое неловким путешественником во времени, кардинально меняется картина настоящего, и на выборах в США побеждает президент-фашист. Тот же самый парадокс будет сюжетообразующим и в картине двух молодых режиссеров. Эван Треборн (Эштон Катчер — «Где моя тачка, чувак?») с детства страдал провалами в памяти и лишь в юности вдруг понял, что через эти «закрытые» участки можно — с помощью своего дневника — не только возвращаться в прошлое, но и его изменять. Однако всякий раз вылезает неучтенный фактор: то погибает его возлюбленная Кейли (Эми Смарт — «Крысиные бега»), то ее брат Томми (Уильям Ли Скотт — «Идентификация»), то их общий приятель, увалень Ленни (Элден Хенсон), оказывается в психушке, то при смерти мать героя, Андреа (Мелора Уотерс — «Магнолия»), то сам герой становится убийцей, попадает в тюрьму, оказывается инвалидом... Чертовски занятно наблюдать, как «заполняются» пропущенный паззлы в головоломке, как невообразимо тасуются варианты реальностей, как переплетаются причинно-следственные связи и как стремительно изменяется мир вокруг героя. Хотя, конечно, что-то подобное сравнительно недавно проделывалось в картине Грегори Хоблита «Радиоволна», где герой из будущего вот так же пытается «переиграть» прошлое и всякий раз попадает впросак. Впрочем, зритель и по знаменитому «Дню Сурка» знает, что веер альтернатив — это самое увлекательное. Такие игры никогда не приедаются.

Заразные приманки

Два следующих фильма в нашем обзоре созданы в жанре фантастических ужастиков, а главными героями опять-таки являются молодые люди — чтобы зрителю было проще отождествить себя с персонажами и по-настоящему бояться. А чего больше всего боится юное поколение? Ясное дело: заразы и блондинок.

Ревнивая фурия с заряженным револьвером или сумасшедший с бритвою в руке — опасность грозная, но явная. Даже от оживших мертвецов, желающих полакомиться содержимым твоей черепной коробки, еще как-то можно спастись, укрывшись в доме за семью засовами. Но что делать с вирусом — невидимым, возникшим ниоткуда и убивающим без разбору? Постановщик фильма «Лихорадка» (Cabin Fever, США, 89 минут, «Пирамида», 2004), молодой американский режиссер Илай Рот («Ящик») рассказывал, что в детстве подхватил загадочную инфекцию, в результате чего кожа начала отслаиваться кусками. Позднее ему оставалось лишь усилить последствия и домыслить, ЧТО могло бы стать с людьми, оказавшимися жертвой таинственной болезни. Впрочем, возможно, Рот выбрал для своей страшилки ужасный вирус-убийцу лишь потому, чтобы не тратить время на объяснения. Страшно уже заранее, даже в Америке с ее высокоразвитой медициной. А уж нам как должно быть страшно!.. Согласно сюжету, пятеро молодых американцев — любвеобильный Джефф (Джои Керн), его подружка Мэрил (Серина Винсент — «Недетское кино»), застенчивый Пол (Райдер Стронг — «Мой гигант»), его приятельница Кэрэн (Джорджан Лэдд) и дураковатый Брэтт (Джеймс ДеБелло — «Фанатка») — приезжают в глухомань, чтоб отдохнуть в маленькой лесной хижине. Но все круто меняется, когда в дверь стучится местный житель, заразившийся непонятно откуда странной лихорадкой, «съедающей» кожу. Теперь все обречены, хотя и не подозревают еще об этом... Картина Рота являет собой редкий случай «ужастика», лишенного хотя бы подобия хэппи-энда. Все скверно, и люди усугубляют опасность. Все настолько плохо, что мир может погибнуть из-за человеческой глупости, даже не поняв, что погибает. В общем, граждане, мойте руки с мылом, не пейте сырой воды и...

...и остерегайтесь случайных связей! То, что привлекательные женщины — не только притягательные, но и крайне опасные существа, известно любому юноше, достигшему пубертатного периода. Поэтому если красавица из общаги вдруг обращает внимание на пацана-первокурсника, то почти наверняка ей нужно от него что-то нехорошее и с радостями секса решительно не связанное... Соединить «школьный фильм» с научной фантастикой многие пытались и до постановщика фильма «Приманки» (Decoys, Канада, 92 минуты, «Вест-видео», 2004) канадца Мэтью Хастингса (достаточно вспомнить «Класс 1984 года» и «Класс 1999 года» Марка Лестера). Однако наиболее органично это удалось Роберту Родригесу в «Факультете», где «обращенные» пришельцами учителя тянули свои щупальца к бедняжкам-ученикам, и где лишь доза синтетического крэка могла вырубить инопланетное создание. Хастингс добросовестно плетется в хвосте у Родригеса, заимствуя и красоток, и щупальца, только заменяя наркотик газовой горелкой (здешние пришельцы любят холод и боятся тепла: точь-в-точь как космические гости из «Турбазы Волчьей» чешского режиссера Веры Хитиловой — еще одного, кстати сказать, фильма про школьников и пришельцев; там, по понятным причинам, сексуальная тема еще не возникала). Итак, первокурсники Люк (Кори Севье — «Урок выживания») и Роджер (Элиас Туфексис) знакомятся с потрясающими соседками-блондинками Лили Винсент (Стефани фон Пфеттен — «40 дней и 40 ночей») и Констанцией (Ким Пуарье — «Американский психопат-2»). Люк довольно быстро начинает подозревать, что блондинки — хищные инопланетянки, способными замораживать сексуальных партнеров до смерти. Роджер другу поначалу не верит, а зря. Картина вполне занудна и не очень информативна. За полтора часа экранного времени зрителю успевают вдолбить только элементарное: чудесные волосы и роскошный бюст — обычно лишь имитация, скрывающая грозный оскал гостей с Ориона. Согласно сюжету фильма, пришельцы выбрали Канаду из-за климата, а значит жителям России и Украины тоже расслабляться не стоит. И на первое свидание с красоткой парню лучше прихватывать, помимо цветов и презервативов, еще и газовую горелку. Так, на всякий случай.

Мультяшки снова в деле

В общем, лучше держаться подальше от живых персонажей и поближе к рисованным: с ними как-то спокойнее. Последний раздел обзора мы посвятим анимации — «смешанной» и чистой.

Начнем с фильма «Луни Тюнз снова в деле» (Loonney Tunes: Back In Action, США, 90 минут, «Премьер-видео», 2004). До выхода на экране этого наполовину игрового, а наполовину анимационного фильма самым блестящим представителем указанного жанра считалась лента Роберта Земекиса «Кто подставил Кролика Роджера», в которой люди на равных взаимодействовали с обитателями рисованного Мультграда. По правде сказать, и после выхода картины Джо Данте (постановщика знаменитых «Гремлинов») лидерство шедевра Земекиса осталось непоколебленным. Однако творение Данте начинается примерно там, где кончается «Кролик Роджер»: свободные мультяшки выясняют отношения со своими живыми коллегами на киностудии (в данном случае — «Уорнер Бразерс»), добиваясь контрактов повыгоднее. Скандальный рисованный утенок Даффи, доставший всех, изгоняется вон, а кролик Багз Банни, лишившийся партнера, отправляется за ним, прихватив с собою Кейт (Джена Элфман) со студии. Одновременно в этом путешествии участвует Ти-Джей (Брендан Фрэйзер), сын суперагента Дэмиана Дрейка (Тимоти Далтон, действительно дважды сыгравший Джеймса Бонда). Герои должны остановить безумного Шермана (Стив Мартин — «Отпетые мошенники»), главу компании «АКМЕ», который с помощью бриллианта Голубая Обезьяна задумал превратить всех людей в обезьян. В общем, сумасшедший дом... Персонажи известного в прошлом американского комикса «Loonney Tunes», кролик и утенок, сложенные вместе, более-менее напоминают их мультипликационного собрата Роджера — своей жизнерадостностью и абсолютной отвязностью. Фрэйзер тоже отчасти играет пародию на себя (то из «Мумии», то из «Джорджа-из-джунглей»), а в крошечных ролях мелькают брутальный Рон Перлман («Блэйд-2»), Джоан Кьюсак («Деловая женщина»), Хизер Локлир («Воспламеняющая взглядом») и др. Вторая часть названия фильма — «Снова в деле» — тоже имеет свое объяснение. Шесть лет назад уже выходил на экране вполне дурацкий фильм «Космический джем», где рисованные Даффи и Багз Банни оказывались в компании Майкла Джордана. «Джем» этот Джо Данте очень не любит и во всех интервью клеймит своих предшественников, исказивших светлые образы кролика и утенка. И только он, мол, Данте, восстановил справедливость... Хм. Сомнительно что-то.

Прежде чем перейти к следующему проекту, вопрос на засыпку: что общего между заслуженным голливудским комиком Альбертом Бруксом (из последних работ — тандем с Майклом Дугласом в «Свадебной вечеринке») и молодым российским актером Яном Цапником (известным, преимущественно, своей ролью в сериале «Бригада», где сыграл мерзавца Артура)? Не знаете? Ладно, подскажем. Объединяет их полнометражная анимация «В поисках Немо» (Finding Nemo, США, 110 минут, «Видеосервис», 2004). Оба актера (первый в оригинале, второй — в русскоязычной версии) озвучивают одну и ту же рыбку-клоуна Марлина, у которого пропал единственный сын Немо: его утащил водолаз-дантист, чтобы подарить своей племяннице. Папа вместе с страдающей провалами в памяти рыбкой Дори пытаются разыскать рыбенка, путешествуя аж до Сиднея. Герою помогают также акула Брюс, черепаха Краш, пеликан Найджел и др. Тем временем обитатели аквариума готовят побег... Эту очаровательную анимационную ленту, получившую «Оскара» и собравшую уже в мировом прокате 861, 4 млн долларов, сняли для «Уолт Дисней Пикчерз» умельцы из студии «Пиксар», которая до того уже прославилась двумя «Историями игрушек» и «Корпорацией монстров». Новая работа Эндрю Стэнтона и Ли Анкрича так же искусно сделана и очень смешна, поскольку здесь господствует тот же принцип: доведен до абсурда контраст между абсолютно нечеловеческой внешней оболочкой персонажей (здесь, как правило, действуют обитатели морских глубин — самого разного вида и звания) и более чем человеческой их внутренней сущностью. Невероятно забавно, например, наблюдать за акулами, организовавшими кружок типа «Плотоядные — за вегетарианство!», или за обитателями аквариума, которые разбираются в стоматологии получше их хозяина-дантиста, или за печальной рыбкой-анархистом (в оригинале ее озвучивал сам Уиллем Дефо), переживающей свое пленение... Примечательно, что если в «Корпорации монстров» человеческий детеныш был существом положительным, то в новой ленте люди сплошь неприятны — от самодовольного дантиста до его жуткой племянницы, садистки, похожей на Невесту Чаки из популярного фильма ужасов. При этом картина добра и оптимистична, поскольку зритель в конфликте между формальными homo sapiens и рыбами принимает, естественно, сторону рыбо-сапиенсов. Они в финале и побеждают. Ну что за сказка без хэппи-энда?



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) <