№6(10)
Июнь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ДРАККАР И ДРАКОН ИЛИ ВИКИНГИ ПРИ ДВОРЕ КОРОЛЯ АРТУРА

Елизавета Дворецкая


Дмитрий Казаков. Солнце цвета крови. — М.: АРМАДА: «Издательство Альфа-книга», 2004. — 409 с. — (Магия фэнтези)

Действие юмористической фантастики, которая в последнее время получила такое широкое распространение, нередко разворачивается на исторической или сказочно-легендарной почве. И в книге Дмитрия Казакова «Солнце цвета крови» причудливо соединились сразу несколько образных и даже культурно-исторических сфер. Начинается все во вполне реальной Норвегии эпохи викингов, где наш герой, молодой батрак по имени Ивар, застукан читателем (и, что гораздо хуже, хозяином усадьбы) в момент весьма пикантного «подвига» — обольщения хозяйской дочки. И хотя Ивар твердит «не виноватый я, она сама пришла», рассвирепевший хозяин жаждет мести. И в качестве наказания совратителю он придумал нечто особенное — принести его в жертву богам.

Уже и нож приготовлен, и зрители собрались — так и могли бы приключения героя кончиться, не начавшись, не появись поблизости прославленный «морской конунг» Хаук Лед, предводитель дружины викингов, добывающих на морях золото и славу. В их ряды вступает Ивар, и перед ним открывается совсем другая жизнь. Если раньше от него ничего не зависело, то теперь только его собственные сила духа, отвага и удача определит, будет ли его уделом слава или забвение.

Следуя за драккаром под красно-белым парусом, называемым Кровавый Глаз, сюжет из области истории вплывает прямиком в область древних европейских легенд. Викинги держат путь в Британию, где правит не кто иной, как знаменитый король Артур с его рыцарями Круглого стола. И рыцарство предстает перед нами во всей пышности и блеске: латы, гербы на щитах, турниры… Строго говоря, здесь встретились даже не две, а три эпохи: король Артур правил в 6-м веке, эпоха викингов длилась с 8-го по 11-й век, а идеи рыцаства слились с артуровскими легендами веке в 13-м. Так что в исторической действительности викинги ко двору короля Артура прибыть никак не могли, но в границах фэнтезийного повествования встреча двух культурных эпох допустима, причем рождает самый живой интерес. Как ни мало спортивен поединок между фехтовальщиком и каратистом, понаблюдать за ним было бы любопытно, и похожую возможность нам предоставил роман Дмитрия Казакова. Дело здесь не только в разнице оружия и тактических приемов. В лице короля Артура и конунга Хаука встретились представители двух совершенно различных мировоззрений. Викинги знают только доблесть и трусость, а рыцарям уже ведомы понятия Добра и Зла… И эта встреча была бы еще интереснее, окажись король Артур и его приближенные христианами, а не язычниками, поклоняющимися непонятно каким богам и богиням.

Как и положено сказочным героям в чужой и чудесной стране, викинги получают ряд сложных и опасных заданий, которые рождают в памяти читателя воспоминания о многих ирландских, британских, даже русских сказках. Дружине Хаука предстоит убить великана-людоеда, раздобыть в стране фэйри волшебный котел, найти чудесную иглу, переночевать в замке, откуда не выходят живыми, избавить страну фэйри от ужасного дракона, изловить чудовище со змеиной головой, из брюха которого доносится лай целой собачьей своры, поймать в яблоневом саду ночного вора… которым оказывается, конечно же, Жар-птица! А по пути домой еще избежать ловушек, расставленных вероломным и коварным «работодателем» и его завистливыми рыцарями.

Но всех чудес Британии не хватит, чтобы заставить отступить гордых северных воинов. Ведь в их дружине есть и отважный решительный вождь, и мудрый умелый колдун, и… юный Ивар, обладающий особой удачей, которая не раз спасет его и тех, кто рядом. При всей неисторичности сюжета мировоззрение эпохи викингов показано довольно близко к истине. Действительно, не было такой легенды, в которую побоялись бы заплыть закаленные дети северных стран, ибо их не могла прокормить их собственная земля, и они привыкли мечом добывать богатство для земной жизни и вечную славу для посмертной. Они не знают страха смерти, потому что однажды каждому придется умереть, и лишь от тебя самого зависит, достойно ли ты встретишь неизбежный конец. И к этой мысли приходит Ивар, понемногу привыкая сам принимать решения.

Композиция книги проста, повествование следует за героем, единственная сюжетная линия никуда не отклоняется, опять же, как в сказке. Написан роман легко и живо, с юмором, весьма его украшающим. Автору неплохо удается игра слов (отморозки — люди, пришедшие с севера, заморыши — люди из-за моря). Видно, что он стремился найти для каждого случая яркие и запоминающиеся метафоры, чтобы сильнее отпечатать образ в сознании читающего. В некоторых случаях это ему прекрасно удается, например: «Подобно огромной секире из черного железа, на мир рухнула ночь». Иные сравнения, например, уподобление привлекательного женского тела аппетитному куску мяса, я бы не назвала особенно удачными — ее же все-таки не есть собирались… И уж совсем ни к чему здесь «перлы» вроде «ягнячий мех», «ровная равнина» или «нос краснел, как куст спелой клюквы». Развесистая клюква, конечно, является непременной деталью традиционного российского пейзажа, но писал это все-таки не путешествующий француз… Так что тексту были бы весьма и весьма полезны услуги редактора.

От обычной волшебной сказки «Солнце цвета крови» отличает некая незавершенность (впрочем, тоже ставшая традиционной для нашей фантастики, хотя эта традиция, как мне представляется, и не из лучших). Герой не женился на принцессе, не стал королем (хотя это ему предсказано) и даже не вернулся домой. Но сам он и не стремится как-то завершить свои приключения (не хоббит все-таки). Теперь он — викинг, и цель его жизни — не домашнее благополучие, а вечно бессмертная слава. Для викинга конец одного пути означает начало другого, и очень похоже, что конец первой книги послужит началом следующей. Ведь волшебные страны мифов и легенд неисчислимы и бесконечны. И раз уж фантазия Дмитрия Казакова не знает границ между народами и эпохами, то перед дружиной Хаука открываются самые широкие и любопытные возможности. Куда еще занесут волны и ветры их драккар? А Ивар станет таким же прославленным вождем, как сам Хаук? Хотя он и начал свой путь неумелым и порядком трусливым батраком, сила человека в том, что он способен меняться. А сила фантазии в том, что для нее нет раз и навсегда проложенных дорог и нерушимых границ. Свежий ветер надувает парус, украшенный алым диском светила — куда ж нам плыть? Ведь если ты настоящий викинг, то твой девиз — будь велик, будь бесстрашен, будь всегда на виду. Все остальные — берегитесь!



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•