№4(8)
Апрель 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ВЕСЕЛЫЕ СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Владимир Пузий


Джеймс Блэйлок. Эльфийский корабль. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 448 с. Джеймс Блэйлок. Исчезающий гном. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 448 с. Джеймс Блэйлок. Каменный великан. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 448 с.

За последние годы мы привыкли к тому, что фэнтези — это бароны, драконы, эпический размах и непременный Темный Властелин крутизны немерянной, который строит козни и собирается ни много, ни мало — уничтожить пару-тройку обитаемых миров. При этом как-то забываем: фэнтези может быть и другой. Книги Джеймса Блэйлока, вышедшие недавно в серии «Элита» издательства «Азбука», яркое тому подтверждение: да, может!

Представьте себе добродушного панка, которому поручили написать сочинение на вольную тему, но по мотивам «Хоббита». Представьте, что панк этот уважает Диккенса и Дж.К. Джерома, зачитывался в детстве Стивенсоном и преклоняется перед талантом Л. Кэррола. Сложно представить? Тогда прочтите один из романов Блэйлока — впечатления будут примерно такие.

Эти романы написаны для взрослых — но не для всех, лишь для тех, кто по-прежнему в душе ребенок. Детские мотивы у немолодых уже героев, добродушное английское подтрунивание, гротескные картины, приключения, о которых мечтает любой мальчишка — и все это в одном флаконе.

Позволим себе небольшое отступление. Для отечественного читателя это первое знакомство с Джеймсом Блэйлоком (раньше выходили в периодике всего-то два его рассказа). Не секрет, что Блэйлок — автор весьма своеобычный, пишущий самую разную фантастику: от совсем неклассической фэнтези до мистики и магического реализма. Более того, его «Гомункулус» (1986) считается одним из романов, положивших начало новому направлению в фантастике — паропанку (steampank).

Блэйлок любит мистификации: в соавторстве с Тимом Пауэрсом, автором известных у нас «Врат Анубиса», «На странных волнах», «Черным по черному», еще в свои студенческие годы он создал одного на двоих «гомункулуса» — воображаемого поэта 19 в. Уильяма Эшблесса. Эшблесс так или иначе присутствует в большинстве текстов и Пауэрса, и Блэйлока. В том числе, его цитируют герои трех «эльфийских» романов.

Из них два, «Эльфийский корабль» (1982) и «Исчезающий гном» (1983) объединены в «Эльфийскую дилогию»: один непосредственно продолжает другой, у них общие герои и т.д. А вот «Каменный великан» (1989) был написан автором значительно позднее и по внутренней хронологии является предысторией первых двух книг; да и главный герой у него другой — не мастер-сыровар Джонатан Бинг, а Теофил Эскаргот — авантюрист и пройдоха, каких еще поискать!

Так вот, «Эльфийская дилогия» была первым опытом крупной прозы Блэйлока — и, как и свойственно большинству дебютов, небезупречна *. «Каменный великан» написан получше.

Герой «Дилогии» — сыровар из деревушки, расположенной на берегу реки Ориэль, в чем-то напоминает Бильбо Бэггинса. Джонатан Бинг не любит путешествия, если нужно совершать их, а не читать о них. Но странные события вынуждают его отправиться вниз по реке, чтобы продать сыр эльфам и накупить подарков для ребятишек к грядущему Рождеству...

«Эльфы?» — насторожится читатель, изрядно утомленный их появлением едва ли не в каждой книге фэнтези. Не беспокойтесь, блэйлоковские эльфы совсем не похожи на благородных нолдор из «Сильмариллиона»! Это скорее «маленький народец», фэйри, — проказливые человечки, которые, тем не менее, умеют создавать различные чудесные вещицы, летать по воздуху на кораблях и т.д. Они, как и все в придуманном Блэйлоком мире, живут, подчиняясь логике не сказки даже — веселого мультфильма! И главный злодей, гном-некромант со множеством имен (Шелзнак, Сикорски, Хеллстром... «запоминай, Шарапов!») — он тоже им под стать: комичен в своем злодействе, хотя и опасен. Все это взрослые-чудаки, или, если хотите, дети, играющие во взрослых: главные герои взахлеб читают приключенческие романы некоего Дж. Смитерса, одержимы безумной страстью к коллекционированию стеклянных шариков, любят вкусно поесть и сладко поспать, при общении с прекрасным полом трогательно наивны и вообще пускаются на любые авантюры не с мрачной решимостью Конана-варвара, но с лихой бесшабашностью того, кто точно знает: смерти нет. Во всяком случае, для главного героя.

И действительно, почти никто во всех трех романах не умирает: даже преувеличенно скверные гоблины-неумехи погибают как-то несерьезно и неубедительно, по-мультяшному. Гном-некромант каждый раз оказывается посрамлен, но и только (Эскаргот мечтает отомстить ему, подмигнув так, чтобы раз и навсегда негодяй понял, кто истинный хозяин положения!). А король племени коротышек, толстяк Сквайр, одновременно величественен и смешон — этакий прото-Арагорн (который, как известно, в первоначальном замысле Толкина был хоббитом Непоседой).

Весь этот карнавал оказывается увлекательным чтением, впрочем, достаточно специфическим, «на любителя» — и издатели были правы, выпустив романы Блэйлока именно в серии «Элита». Они предназначены в первую очередь для тех, кто готов подурачиться вместе с автором и его персонажами, сыграть в некую условную страну Нигде-Никогда, не воспринимая происходящее с героями чересчур серьезно. Читатель, конечно, знает, что все закончится хорошо и «наши победят», но в романах Блэйлока не сюжет и не герои играют главную роль. В этих книгах прежде всего важна атмосфера — и если вы ею проникнитесь, если она придется вам по вкусу, значит, свою порцию удовольствия вы получите. Это как стеклянные шарики: для кого-то всего лишь осколки стекла, для кого-то — ценные экспонаты в коллекции. Все в конечном счете зависит от точки зрения, не так ли?

* К сожалению, то же можно сказать и о переводе первых двух книг на русский: редактору следовало бы поработать над ним тщательней. Перевод третьей книги значительно удачней.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003