№1(1)
Август-Сентябрь 2003


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ПРИНЦ ГАРРИ И ЕГО ЭРЗАЦ-СВИТА

Роман Арбитман


Дмитрий ЕМЕЦ. Таня Гроттер и Магический Контрабас: Повесть. — М.: Эксмо, 2002. — 416 с.

Жил-был английский мальчик Гарри Поттер со шрамом на лбу. Родители мальчика умерли, поэтому его воспитывали мерзкие дядя Дурсль и тетя Дурсль. Юного Золушка мужского пола держали в чулане впроголодь, издевались над ним. Но однажды выяснилось: Гарри — потомственный чародей, чьи папа с мамой погибли от рук темного мага Волан-Де-Морта. Теперь тот растерял силы и не может взять власть над миром. А самого Гарри ждут в школе магов Хогвартс. Там герой должен приобрести магическую квалификацию, победить в чемпионате по квиддичу (игра, где участники летают на метлах), а попутно — сразиться с убийцей своих родителей...

Жила-была скромная английская учительница и мать-одиночка Джоан Ролинг, которая как-то раз придумала сказку про мальчика-волшебника (см.выше). Первый же роман («Гарри Поттер и Философский камень») разошелся на Западе миллионами экземпляров, отчего бедная Ролинг стала богатой, знаменитой и продала права на экранизацию. Мир захлестнула поттеромания. Помимо книг и кассет, раскупаются куклы, постеры, круглые гаррины очечки и сувенирные метлы...

Жило-было московское издательство «РОСМЭН». Понаблюдав за мировым триумфом Поттера, оно решило выпустить юного волшебника на российский книжный рынок и выиграло тендер на перевод романов англичанки Ролинг. Поначалу раскрутка проекта шла вяло, а популярность переводного мальчика-мага не распространялась за пределы Садового кольца. Персонаж долго не приживался у нас. Возможно, происходило это потому, что в нашей приключенческой литературе уже имелся один — не слишком приятный — герой, которого враги тоже поначалу высмеивали и пели издевательские песенки про «бедного Гарри», а потом «бедный Гарри» им отомстил, поубивав кучу народа с помощью дьявольского «луча смерти» и заставил служить себе акулу капитализма по фамилии, что забавно, Роллинг (правда, с двумя «л»; думаем, все уже узнали «Гиперболоид инженера Гарина»). Впрочем, скорее всего, здешним детям было труднее, чем импортным, находить точки соприкосновения английских фантазий с российской реальностью. Однако «РОСМЭН» вложил в проект столько, что отступать было некуда: пришлось включить на всю мощь рекламную машину, и мальчика-волшебника Гарри начали насаждать так же напористо, как модные сорта зубной пасты. Переводные книги стали, наконец, раскупаться в России. Несмотря на рекламу, всегда заставляющую насторожиться, литературные критики восприняли книжки о Гарри довольно позитивно. Во-первых, романы оказались (вопреки опасениям) качественной детской литературой. Во-вторых, никакому вменяемому критику не хотелось, пожурив Гарри, угодить в одну компанию с кликушами, которые с пеной у рта вопили о «бесовщине Поттера» и призывали к запрету. Апелляции к прокуратуре лишь добавляли Гарри популярности — как чуть раньше обличения «идущих вместе» обеспечили тиражи В.Сорокину...

Жило-было московское издательство «Эксмо», которое сделало себе имя на выпуске pulp fiction (Маринина, «женские детективы» и т.п.). Практичные люди из «Эксмо», приглядевшись к успеху «РОСМЭНа» и оценив профит, решили приобщиться к нему. Среди небрезгливых литераторов третьего ряда был найден Дмитрий Емец, получивший предложение, от которого не смог отказаться. Он написал «Таню Гроттер и Магический контрабас», «Таню Гроттер и Исчезающий этаж»… и так далее, и так далее… Тиражи книжек-клонов уже перевалили за сотню тысяч...

Жила-была русская девочка Таня Гроттер с родинкой на носу. Родители девочки умерли, поэтому ее воспитывали мерзкие дядя и тетя Дурневы. Девочку держали на лоджии до глубокой осени, кормили объедками, одевали в обноски. Но однажды выяснилось: Таня — потомственная волшебница. Ее папа с мамой погибли от руки злой колдуньи по имени Чума-дель-Торт, которая растеряла силы и не может взять власть над миром. А саму Таню ждут в школе для волшебников Тибидохс, где она должна стать магом, выиграть чемпионат по драконболу (игра, участники которой летают на пылесосах и контрабасах), а попутно — сразиться с убийцей родителей...

Похоже на плагиат? Более чем. «РОСМЭН» уже грозит судом «Эксмо»; агенты мадам Ролинг запрещают голландское издание «Тани»; «Эксмо» же ссылается на мировой литературный опыт, по которому очень вольные «пересказы» с зарубежного воровством не являются. В качестве примеров приводятся «Приключения Буратино» Алексея Толстого (вариация на тему «Пиноккио» Карло Коллоди) и «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова (сколок с «Волшебника из Страны Оз» Фрэнка Баума). Мы не будем вдаваться в юридический аспект проблемы, но даже с позиции литературно-художественной критики вынуждены констатировать, что примеры некорректные. Советские читатели А. Толстого и А. Волкова почти не знали книг-оригиналов, — так что у писателей нельзя было, по крайней мере, отнять неких просветительских функций: уровень их книг был достойным, «переложения» стали органичной частью нашей детской литературы, а победителей не судят. Прецедент с Таней Гроттер — иного свойства. Переводы книг Джоан Ролинг лежат во всех магазинах, и никаким культуртрегерством у Емеца не пахнет; видна лишь финансовая подоплека. Англичанка пишет свои книги медленно, наш выстругивает суррогатных Тань с дикой скоростью. Главное, успеть вклиниться между очередными поттеровскими томами. В книгах о Буратино и Изумрудном городе не чувствовалось страха «пересказчиков», скованности, стесненности. В эпоху авторского права Дмитрий Емец пишет с оглядкой на УК РФ. Сочинитель сам понимает, что делает нечто предосудительное и трусливо страхуется от ответственности. Он меняет пол героев, коверкает фамилии, удешевляет реалии и добавляет «хохм», чтобы, если что, выдать свои книги за пародии. Но шутки испуганного человека всегда выглядят натужными: не веселят приколы типа «купидончика в красных подтяжках», «реактивного дивана», «швабры с вертикальным взлетом», «носа самых картофельных очертаний» или усов, которые «заметались со скоростью автомобильных «дворников». «С недавних пор я подозреваю, что мое чувство юмора кто-то заколдовал», — говорит один из персонажей. В этом признании проступает авторская досада.

И еще. Сколько бы ни злились недоброжелатели Ролинг, в книгах про Гарри нравственные акценты расставлены четко. Продукция Емеца проще, грубее и небрежней. У него положительная Таня пакостит Дурневым в стиле коммунальной кухни («подливает в чайник воду из бачка унитаза»), негодяем в финале первой книги оказывается зубрила-«ботаник», а в Тибидохсе, в отличие от Хогвартса, под одной крышей с белыми преспокойно учат и черных магов, причем всяким гадостям. Появление «гроттерианы» на наших прилавках опасно не только для доходов «РОСМЭНа», оно небезопасно и для читателей. Эрзац-книги столь же пагубны, сколь и эрзац-еда или эрзац-лекарства. В такой деликатной сфере, как детская литература, даже тень морального релятивизма уже внушает тревогу. Нам остается лишь надеяться, что боязнь суда вынудит Емеца с каждым новым романом все дальше отходить от первоисточника, на котором он паразитирует, — и потому все меньше интереса будет вызывать «гроттериана». Ну кто такая Таня без Гарри? Да просто девочка на контрабасе.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003