№3(7)
Март 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ПОМНИ О МИКРОТАНЦОРАХ!

Дмитрий Громов , Олег Ладыженский


Герасимов Сергей: «Герои чужого сна» (фантастический роман). М.: АСТ; Ермак, 2004. (Сер. «Звездный бульвар».) 384 стр. Тир. 5000 экз. ISBN 5-17-020480-9.

Отбивать хлеб у критиков? Увольте-с! Но «пальцы тянутся к перу, перо к бумаге...», если прочитанная книга зацепила в душе какие-то тайные струны. Итак, Сергей Герасимов, «Герои чужого сна». Лично для нас — одна из лучших книг, прочитанных за последние три года, без скидки на «мэтров» и «второй эшелон». Да, осетрина бывает лишь одной, первой свежести — но в литературе всяк сверчок меряет эту свежесть своим субъективным шестком.

Берем шест и начинаем мерить.

Зря, очень зря издательство «АСТ» настояло на смене названия романа. Представления о «коммерческом титуле», столь рьяно воплощаемые в жизнь некоторыми издателями, удручают. Авторское название — «Помни о микротанцорах!» — куда более стильно, небанально и много лучше соответствует содержанию. Можно сказать, соответствует концептуально. Это, несомненно, НАУЧНАЯ фантастика, если брать классическое понимание термина. Новые технологии будущего, исследования и эксперименты, «теоретические обоснования» ряда открытий, «генно-техногенный» антураж — и настойчивый, сводящий с ума рефрен: «Помни о микротанцорах!» При внешней бредовости этот странный тезис, которым обитатели «Счастливого Грядущего» исписывают стены и транспорт, в контексте романа приводит в ужас. Добро пожаловать на Землю второй половины XXI века! Сбылась мечта идио... ой, простите, «зеленых». Все вокруг работает на экологически чистом электричестве, энергии всем хватает с избытком, выхлопные трубы машин и гнилые фильтры заводов отошли в прошлое. Пить воду можно из любой лужи, 90% суши покрыто лесами, где растет обычная и модифицированная флора, где бегает привычная и восстановленная из вымерших видов фауна, включая потихоньку возвращаемых к жизни динозавров. Экологическая сознательность у народа на высоте. Костерок на природе распалить? — запросто. Но варварство в виде рыбалки или охоты пугает самых отважных. Ничего не дымит, не коптит, не воняет...

Рай! Сад Эдемский!

Ах, разлюбезные наши генная инженерия и молекулярная биология! Подарив людям зеленую и чистую планету, «за компанию» они подарили массу генетически измененных тварей и растений («Помни о микротанцорах!») и, конечно же, венец творения — генетически измененных людей. Генофонд Человечества под угрозой, надо срочно принимать соответствующие законы, создавать ДБГП — департамент борьбы с генетической преступностью. Ветвятся линии, сюжетные ходы, приемы и находки, каждой из которых у более экономного и прагматичного автора хватило бы на полноценный роман, а то и сагу...

Дитя-клон, у которого от соли начинаются галлюцинации — девочка-смерть?

Ягода в виде танцующего человечка — лакомство или яд?

Зерна фабрик по выращиванию кристаллов кварца — «запретный плод»?

Червь-паразит, присосавшийся к «телу» общественного сознания — миф?

Здесь начинается интрига романа — и мы прекращаем дозволенные речи. Зачем пересказывать сюжет? Отметим лишь, что интрига романа замечательно «полифонична» — десяток тем идут параллельно, сплетаются, поддерживают друг друга, чтобы самым неожиданным образом всплыть через минуту, страницу, событие. С каждым витком сюжет вскрывает новые пласты, которые логично вписываются в картину причудливого мироздания. Ведь царство генной инженерии — лишь верхушка айсберга. Под водой прячутся «темпоральные шокеры» и «муравейники», неотличимые от школ и конструкторских бюро, аппарат для массажа с живыми «пришитыми» руками, движение «Борьбы за Женское Дело» и Глобальная Сеть, зараженная вирусом — сознанием маньяка...

Ох, не быть роману бестселлером! Где непобедимый герой из десанта или спецслужбы? Где простые ассоциации с «Томом и Джерри» или «Терминатором»? Где предложения, одинаковые, как солдаты в строю?! — что ж ты творишь, Сергей Герасимов... «На глубине вода приобретала естественный цвет, а в широкой заводи, под стволом старой упавшей березы, среди островков зеленой ряски она была таинственно черной, тягучей и чуть масляной, как крепко настоянный липовый чай, с ярко-желтыми световыми взрывами крупных цветов.» При мощной динамике сюжета, внешней и внутренней, автор не боится «лирических отступлений» или пейзажей — ужаса современных поденщиков «экшн». Диалоги героев иногда, казалось бы, делаются отстраненными, работая скорее на подтекстах и ассоциациях, чем на простом «озвучивании информации» — однако именно такие фрагменты, гармонично вписываясь в структуру романа, делают текст по-настоящему «объемным». И все зерна идей, мыслей и философских рассуждений, зароненные в сознание читателя, в итоге дают обильные всходы, прорастая семенами «микротанцоров»...

Стоп! Об этом читателю лучше прочесть в книге.

Роман — пронзительный, страшный, но не безнадежный рассказ о будущем, о людях и порождениях людской тяги к неизведанному, о предопределенности и свободе воли, об индивидууме и обществе. В научной подоплеке текста речь идет не только о биологии, генетике, химии и кибернетике — рука об руку с ними шествуют социология и психология (автор, кстати, психолог по образованию), этика и футурология. И, самое главное, — люди. Живые люди, со своими страстями и желаниями, достоинствами и слабостями, навязчивыми идеями и самоотверженностью, маленькими радостями и большими проблемами, чьи судьбы завязаны в причудливый клубок. Здесь не найдешь «крутых пацанов», неистребимых по определению, здесь нет «функций», картонных фигурок, увлеченно машущих конечностями, стреляющих без промаха во все, что движется, или изрекающих глубокомысленные «истины в последней инстанции». Фанатик боевых искусств — ученый, желающий защитить девочку-клона — так ни разу и не попадет в выигрышную ситуацию «мордобоя». Много ли авторов удержались бы от такого искушения? Герои Герасимова — мы с вами, они любят и страдают, ошибаются и побеждают, гибнут или выживают. Наверное, поэтому сопереживание им вполне естественно.

Частичные нарекания вызвал, пожалуй, язык романа — образный, стильный, он местами «плывет». Встречаются досадные повторы и тавтологии, небрежно построенные фразы, корявые обороты. Сейчас стало модным пенять в таких случаях на редактора: мол, недосмотрел, не исправил, проморгал. А автор? — не царское это дело, господа... Позвольте возразить: за текст отвечает автор. Насорил, прошел мимо, поторопился — его вина. Что, разумеется, не оправдывает редактора и корректора, которые поработали с книгой крайне небрежно — если вообще работали. В выходных данных корректор вообще не значится. Другое дело, что «словесного мусора» в «Героях...» немного, и общий стиль искупает огрехи с лихвой. Неожиданные метафоры и сравнения, феерия красок и штрихов, жесткие, хлестко-афористичные фразы в ключевых моментах. Речь персонажей хорошо персонифицирована, что сейчас — дефицит.

Несмотря на общую мрачность антиутопии и психоделичность посттехногенной атмосферы, «Герои чужого сна» — книга отнюдь не беспросветная. Мы не дождемся приторного «happy end-а», выезжающего к читателю верхом на белом рояле. И не «вспомнит мир спасенный» своих защитников, словно и впрямь герои были из чужого сна.

Но Люди Упрямые, каких достаточно на страницах книги, чей девиз «Делай, что должно, и будь что будет» остаются с нами, читателями.

Памятью, шелестом страниц, силой своей и слабостью.

январь 2004 г.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003