№3(7)
Март 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЛАБИРИНТ В ПОИСКАХ ТЕСЕЯ


Обычно наши издательства, выбирая абстрактно-броские названия для своих «фантастических» серий, придумывают их, что называется, от фонаря. Можно хоть до посинения листать книжки, помеченные лейблом «Звездный лабиринт» ( «АСТ»), — и не обнаружить в них даже тени обещанного лабиринта (ау, Минотавр, ау!). Но это — не самая большая беда. Грустно другое. Были времена, когда серия «ЗЛ» выгодно отличалась от серий-собратьев — «Абсолютного оружия» («ЭКСМО») и «Фантастического боевика» («Армада»). Те времена давно прошли. Теперь «ЗЛ» — самая ОБЫЧНАЯ серия, где на одну хорошую книгу приходится полдюжины в лучшем случае средних.

Начнем с лучшего. Вот один из последних сборников Евгения Лукина — «Чушь собачья». Имя этого фантаста (кстати, с недавних пор — одного из авторов «РФ») читателям хорошо известно. Уже с начала 80-х короткие рассказы и повести Евгения и Любови Лукиных стали появляться в периодике, а в начале 90-х вышел, наконец, их сборник «Когда отступают ангелы». Потом увидели свет еще несколько книг соавторов; потом появилась повесть «Миссионеры»; потом Евгений остался в одиночестве и переключился на крупную форму. Новый сборник включает, помимо нового заглавного романа, еще и не очень новую повесть «Труженики зазеркалья» плюс несколько рассказов последних лет. Мы поговорим о центральной вещи сборника — то есть о романе. «Чушь собачья» продолжает юмористико-фантастический цикл, начатый три года назад романом «Алая аура протопарторга» — о параллельном мире, где Россия развалилась на великое множество самостоятельных государств, каждое из которых выбрало свою форму правления (где демократия западного образца, где — теократия с коммунистическим отливом) и свой образ жизни. В центре повествования оказывается городок-государство Суслово. Здесь граждане имеют право, получив соответствующие образование и квалификацию, служить собаками у богатых хозяев. С 9 до 5 с перерывом на обед люди ведут жизнь выдрессированных питбулей или болонок, а потом, переодевшись и приняв душ, отправляются по домам или идут ужинать в ресторанчик. Главный герой книги, Ратмир, работает бульдогом у крупного коммерсанта и трудится до того самозабвенно, что в «собачьей» ипостаси ведет себя абсолютно достоверно, загоняя человека глубоко в подсознание. Наблюдатели со стороны, приезжающие в Суслово, могут счесть, будто, работая собаками, люди теряют достоинство. На самом же деле многие «псы по договору» сами безумно рады уйти от мучающих людских проблем в простой и «черно-белый» животный мир, где есть друг, есть враг, и никакие нюансы не нужны. В финале происходит закономерное: вжившись в образ, пес спасает людей от покушения, не «включив» человеческий ум и не поняв, что влетевший в комнату неприятный предмет — ручная граната с выдернутой чекой... Метафора Лукина очевидна. Плох тот мир, где лучшими людьми оказываются собаки (будь то настоящие псы или имитаторы), которых отличают от homo sapiens прямодушие и преданность. И плохи те люди, которые считают возможным «делегировать» кому-то столь ценные и необходимые в жизни качества...

Следующий герой нашего обзора — еще один автор «РФ», Леонид Каганов, чей роман «Харизма» вышел в той же серии. Предыдущая книга автора, «Коммутация», почти сплошь состояла из рассказов (за исключением, разве что, заглавной вещи); хотя влияние Пелевина, Стругацких и фильма «Матрица» видно было невооруженным взглядом, нестандартные ситуации и живой язык превращали небольшие новеллы в приятное и необременительное чтиво. Новая книга целиком состоит из одного романа. В январском обзоре Марии Галиной «Харизма» была встроена в остроумную концепцию типовых «сумасшествий» героев НФ, однако роман от этого, естественно, лучше не стал. Главный герой произведения, студент-программист Алеша Матвеев по прозвищу Лекса, — как и персонажи «Кукловодов» Хайнлайна — становится объектом воздействия пришельцев. Впрочем, этот факт герой в полной мере осознает лишь ближе к финалу книги, а на протяжении почти всего повествования Лекса пытается разобраться, ЧТО с ним происходит: отчего он вдруг стал неуязвим, может менять свое тело усилием мысли, видеть в инфракрасном спектре, слышать на много метров вперед. Как и в первой книге, автор нередко демонстрирует прекрасное чувство юмора — отдельные вставные эпизоды дивно хороши (например, глава, где героя приглашают на телешоу демонстрировать свои способности; или глава, где бандюки, желающие выглядеть крутыми, нанимают Лексу — чтобы тот изображал жертву «наезда», только что оставшуюся без пальца на руке). Однако сюжет с пришельцами в целом выглядит исключительно банальным, а уж самодовольство главного героя (альтер-эго автора) способно и вовсе оттолкнуть читателя. Кроме того, Леонид Каганов, сам того не желая, пытается уверить публику в том, что хакеры — это уже не совсем люди, эта уже некая высшая раса, живущая в особом мире и способная повелевать смертными. Едва ли порадуются этому тезису даже завсегдатаи Интернета и самые продвинутые «юзеры». Да и автор «Харизмы» не тянет на пророка...

Теперь несколько слов о менее известных «лабиринтовцах». Вот, например, сравнительно недавно выпущенный роман Всеволода Глуховцева и Андрея Самойлова «Бог сумерек». Авторы — отнюдь не без таланта, роман — вовсе не без достоинств, а жанр фантастического детектива традиционно любим читателями. Роман начинается с того, что сотрудник охранного агентства «Геката» Игорь Артемьев, сторожащий по ночам городскую библиотеку, как-то раз обнаруживает нештатную ситуацию: не включается сигнализация. Электрик-сигнализаторщик Палыч восстанавливают статус-кво, но все это кажется Игорю несколько подозрительным. Внезапно он обнаруживает на этаже, где патрулирует, безголовый труп. Однако приехавшая бригада «Гекаты» трупа не находит... Ситуация кажется чисто криминальной, однако это — заблуждение. Ибо появление и исчезновение покойников связано с параллельным миром, куда прорвался пытливый ученый разум и откуда на Землю может явиться всякая нечисть — от драконов до самого сатаны. Сюжет романа достаточно хорошо проработан, драйв присутствует, герои постоянно находятся в движении и даже тот факт, что большинство событий тут происходит благодаря случайному стечению обстоятельств, находит свое объяснение в финале: тайный маг, скрывающийся под фамилией Богачев, «вел» ничего не подозревающих героев. Но... Есть в романе некоторые моменты, которые требуют, чтобы их «прописали» подробнее. Во-первых, должно быть более четко объяснено, для чего один из главных отрицательных героев, Смолянинов, так рвался в параллельный мир и почему этому помогали дьявольские камлания. Во-вторых, фигура Богачева должна быть прояснена (дракон, питающийся трупами грешников, — это эффектно, но ничего не объясняет). В-третьих, сюжет с магической книгой так и остался «подвешенным»: если она (в полном объеме) была целью поисков Богачева, то почему же в конце все свершилось без ее участия — и проникновение героев в иной мир, и метаморфоза мага, и финальное жертвоприношение Игоря Артемьева. Создается впечатление, что авторы на время подзабыли о судьбоносном значении Книги тысячи времен и смогли обойтись без нее. Так стоило ли огород городить?

И последнее. Как известно, серия «ЗЛ» существует в двух ипостасях: в виде «кирпичиков» в переплетах и в виде покетбуков в обложках (здесь издаются сочинения молодых авторов, далеко не бесспорные). В «мягком» варианте «Лабиринта» вышел, например, роман Максима Дегтярева «Карлики». Сюжет замысловат, поскольку опять-таки детективен: Федя Ильинский, сотрудник Отдела Оперативных Расследований (негосударственное сыскное бюро) на планете Фаона, получает странное задание. Оказывается, некий злоумышленник с помощью компьютерного нейровируса стер всю информацию, касающуюся биологии человека, из компьютеров Института Антропоморфологии... Не будем пересказывать все перипетии, временами весьма запутанные. Скажем лишь, что в книге есть безумный ученый Франкенберг, выращивающий клонов-гомоидов, и есть нечистоплотные дельцы, желающие с помощью чудес науки облапошить человечество, ввергнув его в построение очередной финансовой пирамиды. Несмотря на очевидные промахи чисто художественного свойства, фантастический детектив М. Дягтерева — не безнадежен. Жаль, что редакторы книги не озаботились убрать длинноты, смягчить наукообразие в ряде эпизодов (к примеру, беседа Феди с математиком Стасом о теории рефлексий Лефевра чрезвычайно занудна — продраться сквозь научный волапюк читатель не сможет). Жаль, что плохо прописана сцена превращения дамы Бланцетти в мужчину-гомоида Шварца (в результате у автора получилась какая-то карикатурно-фрейдистская вариация на тему «Воспитания Каина» Брайана Де Пальма или «Цвета ночи» Ричарда Раша; все-таки это — не американское кино об ударенных с детства маньяках). И еще. Понимая желание автора поморочить голову читателю (чтобы тот думал, что астрономические «карлики» из названия романа имеют отношение к гномам, которых клонирует злодей-ученый), рецензент должен заметить, что термин «гномы» с гомоидами чрезвычайно слабо соотносится. С таким же успехом (вернее, столь же безуспешно) этих существ можно было назвать троллями, орками, гоблинами и пр. Необходима была более увесистая мотивировка — или смена термина. Но в последнем случае рассыпается многое в самом детективном сюжете...



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003