№1(5)
Январь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ГАРРИ ПОТТЕР И КРИЗИС ПЯТОГО ТОМА

Михаил Назаренко


Дж.К.Ролінґ. Гаррі Поттер і Орден Фенікса. — К.: А-ба-ба-га-ла-ма-га, 2003.

В мире фэнтези существуют две неоконченные семитомные эпопеи: «Темная Башня» и «Гарри Поттер». И Стивен Кинг, и Дж.К.Роулинг в 2003 году издали пятые книги циклов. Отзывы на оба романа в западной прессе крайне разноречивы, но сходятся все в одном : посмотрим, что будет дальше; пока что судить рано.

Другими словами: это переломные вещи. Они подводят итоги и намечают перспективы. Судить их как самостоятельные произведения — бессмысленно. Читать, если вы не знакомы с предыдущими частями, — тем более. Но главный вопрос, который мучил записных поттероманов: «Так лучше «Орден Феникса» первых томов или хуже?»

Коварство этого вопроса в том, что на него так просто не ответишь.

В «Ордене Феникса» Роулинг попыталась сделать то, к чему лишь подступала раньше: рассказать о взрослении подростка. Поэтому многие страницы романа — едва ли не лучшее из того, что она написала. А многие — едва ли не худшее, причем по той же самой причине. Примерно так же обстоит дело с фильмом «Властелин Колец»: две трети превосходны... но как забыть обо всем остальном!

После того, как в финале «Кубка Огня» погиб Седрик Диггори, стало окончательно ясно, что все — всерьез. Милый Хогвартс, в который так хорошо играть, жуткие опасности, которые, в конце концов, не так уж и сложно преодолеть... уже в «Узнике Азкабана» Роулинг отошла от привычной схемы. Когда герои начинают погибать — не для того, чтобы растрогать читателя, а потому, что так и происходит, — это значит, что сказка закончилась.

«Если вам придется выбирать между тем, что просто, и тем, что правильно, — вспомните Седрика Диггори».

После этого осталось только чуть сместить акценты и признать, что тьма не только вовне, но и внутри человека. Остальное из этого следует.

Гарри, со всеми подростковыми комплексами, готовый в любую минуту огрызнуться на окружающих (а тут еще старостой сделали Рона, а не его!). Связь между ним и Вольдемортом становится все теснее. Министерство Магии (в лице министра Корнелиуса Фаджа и его правой руки Долорес Умбридж) попирает все законы, лишь бы избавиться от непокорного директора Хогвартса. Милый зануда Перси Уизли наконец-то определился, кто для него дороже, семья или карьера, в пользу карьеры. Сириус Блэк, запертый в ненавистном родовом гнезде, изнывает от одиночества. Миссис Уизли каждую ночь видит во сне смерти близких людей. Родители Невилла Лонгботтома, замученные Вольдемортом до безумия, лежат в отделении для неизлечимо больных. А в холле Министерства красуется золотой фонтан, который воплощает все лицемерие магического сообщества: представители низших рас (кентавр, гоблин и домашний эльф) благоговейно смотрят на волшебника и ведьму...

А когда Долорес Умбридж (архетип «совковой училки», будто сошедший со страниц Крапивина) становится Верховным Инквизитором Хогвартса и получает почти безграничную власть, противостоять ей почти невозможно. Однако «почти» не значит «наверняка».

И несколько сюрпризов, которые сбивают с толку Гарри, так же, как постоянных читателей. Назову только два. Тетя Петуния вспоминает о том, что она — сестра Лили Поттер. Все эти годы профессор Снейп говорил чистую правду: Джеймс Поттер и Сириус Блэк действительно были редкими мерзавцами, тупо-жестокими, как в новейшие времена Драко Малфой со товарищи... (Я уж не говорю о том, что одной из главнейших проблем для 15-летнего Гарри становится общение с девочками и первое серьезное увлечение.)

Вот поэтому 800-страничный роман читается на одном дыхании. Поэтому он и хорош.

При этом очень заметно, что Роулинг уже не так интересно придумывать все новые волшебные мелочи, на которых строилась обаятельная атмосфера первых книг. Хогвартс как игровая площадка для нее тесен. Шутки и розыгрыши братьев Уизли, мягко говоря, выламываются из общего строя книги, не говоря уж о том, что в шутках «ниже пояса» я не вижу ничего смешного. Логические провалы в сюжете совершенно ничем не объяснимы. Так, Гарри совершенно забывает о некоем подарке своего опекуна, который мог переломить ход событий; Умбридж совершает классическую ошибку «темного властелина» и попадает в детскую ловушку. А самое главное — когда выясняется, что же это за «оружие против Вольдеморта» хранится в подвалах Министерства... редко я испытывал такое разочарование.

Вот поэтому «Орден Феникса» — книга неудачная, недоработанная и непродуманная.

Поэтому о ней трудно судить: мы не знаем, как Роулинг выберется из своих же ловушек. И самое главное: сможет ли она превратить цикл как целое в реалистическую книгу о возмужании Гарри — или ограничится поверхностными штрихами. Посмотрим.

В заключение — о переводе (первом в мире, как вы знаете).

Украинский язык Виктора Морозова столь же богат, как и прежде, а многие находки столь же удачны. Переводчик блестяще обошел ловушки, расставленные Роулинг: «Dudley Demented» — «Дадлі демонтований»; благородный дом Блэков « чернеет с каждым днем» (getting blacker every day) — «стає все блекотнішим» и так далее.

Теперь кое-что о недостатках. К неблагозвучию транскрипций («Гоґвортс», «Геґрід») и отказу от перевода значимых имен мы уже успели привыкнуть. Между тем, система имен у Роулинг — в высшей степени продуманная, и дотошный читатель получает дополнительное удовольствие от этимологических игр, которые в переводе иногда исчезают. Фамилия «Амбридж», в отличие от «Umbridge», никак не ассоциируется с латинским «umbra», «тень». «Площадь Гримо», на которой расположена штаб-квартира Ордена Феникса, — шутка Роулинг, не понятая переводчиком: «Grimmauld Place» — это офранцуженное «grim old place», то есть «мрачное старое место».

Придирки? Согласен. Но хотелось бы видеть очень хорошее издание — безукоризненным.

...Последняя глава последней книги о Поттере уже написана, и последнее слово в ней — «шрам». Не сомневаюсь, что нас ждет хэппи-энд, вопрос только, какой ценой. И для героев, и для текста.

По крайней мере, в одном мы можем быть уверены: Роулинг заявила, что не будет книги «Гарри Поттер и кризис среднего возраста».

Воздушные шары компания



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003