№1(41)
Январь 2007


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

МОСКВА И МЕЩЁРА

Алла Гореликова


Сергей Фомичев. Мещёрские волхвы: Серая Орда. Роман — СПб: «Крылов», 2005 — 384 стр. Сергей Фомичёв. Мещёрские волхвы: Пророчество Предславы. Роман — СПб: «Крылов», 2005 — 384 стр. Сергей Фомичёв. Мещёрские волхвы: Сон Ястреба. Роман — СПб: «Крылов», 2006 — 384 стр.

Невероятное изобилие книг в жанре «славянского фэнтези» можно, за редким исключением, подразделить на два полноводных потока. Либо это этнографическое фэнтези на исторической платформе, в котором автор опирается на конкретное место и время, либо — юмористическое, а то и откровенно стебное, в котором отыгрываются по полной программе персонажи русских народных сказок. Подавляющее большинство книг первого направления, с легкой руки Марии Семеновой, фэнтези скорее «скандинавское», чем «славянское», и в Новгороде, Ладоге и Скандинавии 9-11 веков искушенный читатель уже ориентируется не хуже, чем на родной улице.

Цикл Сергея Фомичева тоже можно отнести к этнографическому фэнтези, но место и время действия «Мещёрских волхвов» знакомы читателю куда меньше. По аналогии со «скандинавским» это фэнтези будет «финно-угорским», «мещёрско-марийским». Вектор внешнего интереса здесь — не опасный набегами Север, а ордынский Восток и торговый Юг. Впрочем, внешний враг здесь играет роль куда меньшую, чем внутренние нелады и распри.

Итак — Русь 14 века. Пока разобщенная — но Москва уже набирает силу, всё больше земель собирает под свою руку. Казалось бы, благое дело, да и эпохе соответствует: от раздробленного феодализма к мощной государственности… Однако не всем по душе и цели Москвы и — особенно! — методы достижения этих целей. Князьям московским противостоят князья суздальские и мещёрские. Обвиняя Москву в потакании Орде, они намерены любой ценой отстаивать свою независимость. И завязывается клубок политических интриг: союзы и свадьбы, покушения и похищения, набеги и убийства…

Что ж, политика всегда была грязным делом, а ратующий за возвышение Москвы викарий Алексий, «русский кардинал Ришелье», при выборе средств руководствуется не моралью и этикой, а исключительно эффективностью. Нужно расчистить престол для угодного князя — расчистит; сочтет нужным иметь под рукой отряд преданных ему воинов — и вот уж набираются среди иноков способные к ратному делу, проходят обучение и отправляются во вражеские земли вершить волю московского викария.

И сначала катится на лесную Мещёру серая орда, потом — выкашивает противостоящие Москве княжества восставшее воплощение Черного Бога; и даже настигшее его самого проклятие исхитряется Алексий обратить против своих врагов, на пользу Москве.

Выходец из знатного рода, Алексий более государственный деятель, чем смиренный служитель Церкви. Интриган, в грош не ставящий чужие жизни — но при этом и свою не боится поставить на кон; человек не только умный, но сильный и мужественный. Не абсолютный фэнтезийный злодей, а вполне живой персонаж, твердо знающий, чего он хочет. И те, кто ему противостоят — не стандартно-крутые фэнтезийные герои, а такие же живые люди (и нелюди): старый волхв Сокол и его молодая подруга Мена, лихой удалец Ромка и мрачный шут Скоморох, лесные девы овды и жутковатые вурды.

Волхвы лесной Мещёры, владеющие древней магией, помогают своему князю не только ради сохранения независимости и векового уклада жизни. Как Алексий видит силу Руси в единстве, так для них она — в разнообразии, в стремлении не переделать чуждую культуру под себя, а понять ее, в праве выбора для простых людей: где жить и во что верить. Две точки зрения, спор которых жив и сегодня…

Книги цикла не составляют неразрывное целое, их можно читать и по отдельности. Каждая из них — логически завершенный самостоятельный эпизод, страница в истории борьбы за объединении Руси под рукой Москвы.

В «Серой орде» события развиваются вокруг поисков похищенного княжича Варунка. В «Пророчестве Предславы» Сокол и его товарищи-волхвы вместе с новгородским архиепископом Василием Каликой и суздальскими князьями должны остановить беду, насланную на русские земли предсмертным проклятием деревенского колдуна. В «Сне Ястреба» Алексий плетет интриги в далеком Константинополе, на Руси тем временем собирается военный антимосковский союз, а Сокол занят решением личной проблемы: как уберечься от служения древним силам в воплощении бога мертвых, сохранить в целости душу. Книги объединяет последовательная хронология и ряд сквозных героев. И, конечно, общая атмосфера: текст насыщен характерными деталями, бытовыми сценками, он затягивает читателя в описанное время. Если же учесть, что многоходовые интриги автор явно любит больше, чем боевые сцены (которых, впрочем, тоже хватает), то можно утверждать, что «Мещёрские волхвы» понравятся скорее любителям исторической литературы, чем героических фэнтезийных квестов. Хотя надо отметить, что даже достоверные исторические события (например, пандемия чумы) трактуются здесь в истинно фэнтезийном ключе.

Судя по всему, тремя уже вышедшими книгами цикл не исчерпается. И, хотя мы в своем 21-м веке прекрасно знаем, чем в итоге окончилось противостояние Москвы и удельных княжеств, следить за героями все равно интересно. Потому что главное — не результат, а тот путь, что проходят герои. Те вроде бы простые истины, что открываются им и нам заново.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003