№1(41)
Январь 2007


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

МИССИЯ В ОЖИДАНИИ ПОДВИГА

Роман Арбитман


Джон ИРВИНГ. Молитва об Оуэне Мини: Роман. — М.: Иностранка, 2006. — 827 с.

В городе Грейвсенд, штат Нью-Хэмпшир, США, жил да был маленький мальчик — действительно маленький: он родился недоношенным и на всю жизнь остался миниатюрным. Звали его Оуэн Мини. Мальчик был очень умен, смел, находчив, обладал всеми задатками лидера, а главное, у него была вера. Вера в то, что у Бога на его счет есть особый план и потому не зря он создал его именно таким, какой он есть, — субтильным, легким, с очень высоким голосом. В мысли о своем предназначении Оуэн укрепился после того, как ему приснился провидческий сон. В этом сне ему открылась истина: ему придется погибнуть в точно назначенный день, а перед этим спасти детей от смерти. Не все подробности своего будущего поступка Оуэн запомнил, но дата смерти впечаталась в его память. И тогда он начал заранее готовиться к Главному поступку своей жизни...

Издательство «Иностранка», наконец, решилось познакомить русскоязычного читателя с восьмисотстраничным романом Джона Ирвинга — литератора, который, несмотря на возраст (ему недавно перевалило за шестьдесят), уже считается в США современным классиком. Романы Ирвинга чаще всего не вписываются в четкий жанровый канон: по форме это современная реалистическая проза (с элементами «романа воспитания» эпохи Просвещения), однако многие его романы — в том числе и названный — не чужды элементов мрачноватой мистики.

До того, как наш читатель получил книгу об Оуэне Мини, он уже имел возможность познакомиться с другими произведениями Ирвинга. Кратко напомним о них. Ранее вышеназванная «Иностранка» выпустила на русском написанный еще в 70-е годы роман «Мир глазами Гарпа», причем этот сатирический пастиш на тему феминизма, в начале третьего тысячелетия заиграл яркими красками. Недавно был также переведен роман Ирвинга «Отель «Нью-Гэмпшир» — произведение, также хорошо известное на Западе; это сочинение создано в излюбленном жанре писателя — эдакой неторопливой иронической семейной саги, в центре которой оказывались неординарные (или даже весьма эксцентричные!) персонажи. Читатели помнят и еще один роман Ирвинга — «Правила виноделов» («The Cider House Rules» — то есть «Правила Дома сидра»): писатель пожелал написать современную версию «Дэвида Копперфилда» — и в этом преуспел, поубавив назидательности и прибавив ироничности. Из всех опубликованных по-русски произведений Ирвинга лишь его недавнее произведение «Четвертая рука»(«The Fourth Hand») наименее удачно. Но эта частная неудача не может бросить тень на все творчество автора.

Голливуд традиционно любил и любит Ирвинга. «Мир глазами Гарпа» превратился в фильм благодаря экранизации режиссера Джорджа Роя Хилла (одну из первых своих больших ролей блестяще сыграл Робин Уильямс). Картина «Отель «Нью-Гэмпшир» (режиссер — Тони Ричардсон, в главной роли — Мэттью Модин) вошла в ряд современной киноклассики. Фильм «Правила виноделов» Лассе Халлстрема 1999 года был удостоен двух «Оскаров» (Майкл Кейн получил награду за лучшую мужскую роль второго плана, а сам Ирвинг — за лучшую сценарную адаптацию своего собственного романа).

Кинематографическую судьба имела и «Молитва об Оуэне Мини»; в 1998 году на студии «Голливуд Пикчерз» режиссер Марк Стивен Джонсон, будущий постановщик «Сорвиголовы», снял фильм «Саймон Бирч»(«Simon Birch») с участием известных актеров — Эшли Джадд, Оливера Плэтта, Дэвида Стрэйтерна и Джима Кэрри. Романист согласился отдать эту свою книгу Голливуду при одном условии: имя главного героя будет изменено. Ирвинг был уверен, что восемьсот страниц убористым шрифтом невозможно, при всем желании, вместить в формат полуторачасового фильма. И, действительно, режиссер (он же автор сценария), хотя и обошелся с литературной основой крайне бережно, не мог не спрямить фабулу, минимизировать подробности. В фильме Саймон совершает свой подвиг и спасает юных пассажиров автобуса, упавшего в реку, уже в двенадцатилетнем возрасте — в то время как Оуэну в романе отпущено на десять лет больше...

Действие книги развивается в двух временных измерениях — в недалеком прошлом (начало 60-х годов минувшего столетия), в США, и в наши дни (на момент написания книги), в Канаде, где живет повествователь Джон Уилрайт — друг Оуэна и, по сути, его единственный биограф. Джон работает в Торонто преподавателем английской словесности; он брюзжит о политике Рейгана, о нравах современной молодежи — и параллельно раскручивает повествование, то забегая вперед, то возвращаясь к началу. Сам подвиг Оуэна будет явлен лишь на последних страницах романа, но этим важнейшим фабульным моментом сюжет не исчерпывается.

Ирвинг отлично знает законы литературы и потому, дразня читателя приближающейся разгадкой, заманивает его многим: и дотошным отношениям к деталям, к приметам ушедшего времени (это оценит любитель серьезной прозы), и притчеобразностью (роман можно прочесть и как историю второго пришествия Христа, так что поклонники символов в литературе не будут разочарованы), и даже сюжетными ходами, свойственным бульварной беллетристике. Один из таких ходов — поиски Джоном своего настоящего отца. Мать рассказчика, прекрасная Табита Уилрайт, родила Джона вне брака, от никому не известного человека. Возможно, она когда-нибудь собиралась рассказать сыну об его отце, но не успела, потому что безвременно умерла в результате несчастного случая. Почти до финала Джон и его друг Оуэн (ставший невольным виновником смерти Табиты) пытаются провести собственное расследование, собрать «улики», выяснить личность папаши. Ближе к финалу тайник откроется, но неожиданная разгадка никому не доставит радости.

Оуэн, увиденный глазами рассказчика, выглядит одним из обаятельнейших персонажей; в нем физическая немощь и сила духа органично сочетаются. Впрочем, Ирвинг пишет отнюдь не житие. В книге есть драматические страницы, однако главная интонация — лукаво-ироническая. Нельзя, например, читать без смеха историю о том, КАК Оуэн заполучил роль младенца Иисуса в традиционном рождественском школьном спектакле и ВО ЧТО он сумел превратить чинный и скучноватый ритуал...

Смешное и серьезное, мистика и «семейная сага», пафос и анекдот — Джон Ирвинг смешивает ингредиенты в нужной пропорции и знает, где поставить точку, а где многоточие... Вот и мы не раскроем всех сюжетных тайн: читайте сами, роман того стоит.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003