№1(41)
Январь 2007


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

АНАТОМИЯ СВОБОДЫ

Мария Галина


Генри Лайон Олди. Ойкумена. Книга первая. Кукольник. — М.: Эксмо, 2006. — 384 с. — (Стрела Времени).

Наконец-то произошло то, что должно было произойти. Читатели устали от фэнтези. Однако старая добрая научная фантастика если и возвращается на прилавки книжных магазинов, то медленно и неохотно. Зато за последние несколько лет в России возродился (вернее, появился) жанр космической оперы.

Неудивительно, что космическая опера наследовала фэнтези. Чем-то они сродни. Даже если предположить, что всяческие «червоточины» и «порталы», позволяющие кораблям странствовать по Вселенной, не обращая внимания на эйнштейновский парадокс, не слишком противоречат современной картине мира, то само повествование, развивающееся линейно, как бродилка-стрелялка, с обилием приключений, схваток и разнообразных рас, от фэнтези недалеко ушло. Мало того, на страницах нынешних космических опер в скрытой форме присутствует магия, чудо — то герой получит какие-нибудь сверхвозможности, то высшая раса начнет проявлять себя по известному закону Кларка…

Неудивительно, что для Олди, работавших в жанре фэнтези, вернее, мифоэпоса, и то и дело испытывавших новые подходы к вечным темам, переход к жанру космической оперы получился весьма естественным. Неудивительно и то, что фирменная сложность и избыточность текстов Олди проявилась и здесь, где она выглядит вполне уместно; поскольку создание полноценного, сложного, яркого и красочного мира — Ойкумены, — необходимое условие по-настоящему хорошей космической оперы.

Любители экспериментальных подходов, Олди отказались от одного из основополагающих признаков космооперы — почти обязательного в таких случаях милитаризма. Герой их — человек сугубо штатский, и история перед нами разворачивается сугубо частная. Не Илиада, но Одиссея, чей герой — Лучано Боготта по прозвищу Тарталья, руководитель труппы крепостного театра контактной имперсонации, гастролирующей по галактике. Выбор героя автоматически предоставил авторам возможность познакомить нас с самыми разнообразными цивилизациями и народами, населяющими Ойкумену. Можно предположить (впрямую в тексте на это указаний нет), что населяющие Ойкумену расы явились продуктом развития земных культур, отточивших, иногда почти до неузнаваемости, склонности и способности. Вудуны, гематры, помпилийцы — все они обладают одной общей чертой, умением выделять некую жизненную силу, энтелехию, которая и движет все механизмы в мире Ойкумены — вплоть до космических кораблей. Добавьте к этому способность отдельных людей поддерживать между собой бесконтактную связь, иногда взаимовыгодную (на этом и основано искусство контактной имперсонации, к которому прибегают, желая получить поддержку в ситуации, требующей от «заказчика» непривычных умений и способностей), иногда паразитическую. На такой, паразитической эксплуатации чужой энтелехии и построено рабовладельческое общество Помпилии; элита Помпилии не просто нуждается в рабах, ментально связанных со своим хозяином; помпилийцы без этой «подпитки» вообще не способны полноценно существовать.

Именно это и предстоит узнать Боготте, по несправедливому обвинению осужденному стать личным рабом гордого помпилийца; причем рабом, связанным со своим хозяином такими узами, разорвать или ослабить которые практически невозможно.

Может ли человек в такой ситуации сохранить личное достоинство? Насколько можно позволить себе уступить силе, чтобы сохранить малое? Как вообще можно быть свободным в несвободном обществе? Для нас, учитывая нашу недавнюю историю, эти вопросы всегда были значимыми и важными. Тем более, что Боготта — отнюдь не герой со сверхспособностями, а самый обычный человек, в меру порядочный, в меру хитрый, в меру трусоватый, в меру храбрый… Есть однако подозрение, что по мере продвижения сюжета он будет, как и положено в квестах, приобретать некие бонусы, но не меньше, чем эти бонусы, помогает ему толерантность, психическая гибкость и способность интересоваться окружающим миром.

Уже одной подобной завязки было бы достаточно, чтобы следить за приключениями Боготты с интересом, однако по мере продвижения читатель тоже, подобно герою, получает свои бонусы. В первую очередь таким бонусом является сложный и прекрасно проработанный мир «Ойкумены», пестрый и разнообразный, а также богатство фантастических идей, как всегда у Олди, даже слегка избыточное. Уже на одной истории «встречной эволюции» сверхлюдей-антисов и загадочных обитателей космического пространства — живых «флуктуаций континуума», можно было построить роман, а здесь эта история является лишь одной из дополнительных линий.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003