№1(41)
Январь 2007


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЕЩЕ МНОГО, МНО-О-О-ОГО РАЗ!

Лев Гурский


Как известно, в мире существует всего полдюжины оригинальных сюжетов, причем два из них («Возвращается муж из командировки...» и «Истина — где-то рядом») творцы уже замылили до полного неприличия. Нет ничего удивительного, что кинематографисты, оседавшие более-менее выигрышные темы, не желают слезать с них годами: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Улица. Фонарь...» И так по кругу.

Бабочка крылышками — бяк-бяк-бяк-бяк...

Успех фильма «Эффект бабочки» Эрика Брэсса и Дж. Макайи Грубера (2003) не мог не спровоцировать желания продюсеров сотворить сиквел — то есть не буквальное продолжение истории с участием прежних Эштона Катчера и Эми Смарт, а что-то в таком же примерно духе. Герой первого фильма, страдающий провалами в памяти, мог благодаря им (а еще своему дневнику) возвращаться в прошлое и изменять его. В фильме-сиквеле Джона Р. Леонетти «Эффект бабочки 2» (The Butterfly Effect 2, США, 2006, 92 минуты), где не участвует ни одной звезды, примерно такая же способность появилась у Ника (Эрик Ливли) — после того, как автокатастрофе погибли его невеста Джулия и приятель Тревор (Дастин Миллиган). Правда, теперь герою достаточно поглядеть на фотографию и сильно напрячься, до головной боли, — и он в прошлом... Сценарий первого «Эффекта» был сделан крайне изобретательно: все «ружья» стреляли, а попытки героя улучшить настоящее за счет изменения прошлого приводили к новым злоключениям. В новом фильме все проще: герой либо женат на Джулии, но беден, либо расстался с Джулией, но крут, либо остался и без жены, и без денег. Эрик Ливли нечетко прописывает психологический рисунок роли, так что невозможно вообще понять, хороший человек Ник или нет, на что он способен и чем может пожертвовать. Оттого-то этому «человеку без свойств» трудно сочувствовать, а еще трудней предполагать, КАК он поступит. Неизобретательность сценаристов ленты приводит к тому, что в финале они могут лишь убить героя, заставив его при этом спасти от катастрофы свою беременную возлюбленную. Ход этот выглядит не слишком эффектным, потому что за полчаса до того герою удавалось и Джулию спасти, и самому не погибнуть. Может, авторам главный герой так надоел, что они его нарочно решили прикончить? Чтобы ни у кого не возникло даже мысли о съемках «Эффекта бабочки 3».

...а за ней Воробышек — прыг-прыг-прыг-прыг!

После того, как первые «Пираты Карибского моря» (снятые по диснеевскому аттракциону и превращенные в конфетку благодаря сценаристам «Шрека» и Джонни Деппу) собрали первую сотню миллионов из 650 с лишним, хитрый продюсер Джерри Брукхаймер смекнул, что пора делать сиквел, а лучше — сразу два. Проблема была в одном: в первом фильме все вроде уже произошло: оружейник Уилл Тернер (Орландо Блум — «Властелин Колец»), сын пирата Тернера по прозвищу Ремешок Ботинка (Стиллан Скарсгард — «Амистад»), поцеловался с прекрасной Элизабет Суонн (Кейра Найтли — «Домино»), дочерью губернатора Ямайки Суонна (Джонатан Прайс — «Бразилия»), а бывший капитан «Жемчужины» Джек Воробей (Джонни Депп) вернул обратно свой корабль... Но поскольку зритель был в восторге от Джека Воробья, да и на влюбленную парочку вроде бы аллергии не было, была придумана еще одна история с теми же героями: Гор Вербински снял «Пиратов Карибского моря: Сундук Мертвеца» (Pirates Of The Carribean: Dead Man's Chest, США, 2006. 155 минут). Разумеется, сценаристы расстроили свадьбу Уилла и Элизабет — руками подлого и корыстного лорда Катлера Беккета (Том Холландер — «Гордость и предубеждение»), и его же устами выкатили Уиллу условие: если юноша не добудет у Джека Воробья чудо-компас (который должен привести к Сундуку Мертвеца), то девушке крышка. Между тем у Джека своих проблем хватает: из океанских пучин всплыл «Летучий Голландец», ведомый спрутообразным Дэйви Джонсом (актера Билла Найи с трудом можно узнать за щупальцами в пол-лица), и последний потребовал у Джека старый должок. Теперь и Джеку не помешает найти Сундук, в котором вовсе не дублоны, а... ну что обычно прячут Кощеи в сундуках? Этот вот — свое холодное-холодное сердце: есть оно, оказывается, и у человека-спрута! Понятно, что находку можно много на что обменять... Спецэффекты во втором фильме — не слабее, чем в первом (один поединок на огромном катящемся колесе чего стоит!). Если же сравнить сюжеты первого и второго «Пиратов», то нельзя не заметить, что история-2 стала более сумбурной, но, в общем, тоже логичной. Тем более, что авторы фильма по пути создателей «Матрицы» и завершили «Сундук мертвеца» на самом интересном месте. Джека съел кракен (супер-спрут), но это, сами понимаете, временно: в третьей серии его непременно найдут. Причем найдут на краю света, а не в желудке чудища. Так пообещала пророчица Тиа Дельма (Наоми Харрис), а этой тетке можно верить...

Крюк и трюк. Эпизод третий

В словах «серийный» (в смысле — убийца) и «сериал» (в смысле — кино) один и тот же корень. Это не случайно. В 1997 и 1998 годах режиссеры Джим Гиллеспи и Дэнни Кэннон сняли фильмы про то, как страшный Рыбак С Крюком преследует группу школьников, совершивших нечто скверное и промолчавших об этом. С тех прошло восемь лет, и все уже стали надеяться, что Рыбацкий Ужас (который во втором фильме уже смахивал на пародию) больше не вернется... Как же! Убийцу реанимировал режиссер Сильвиан Уайт, сотворив фильм «Я всегда знал, что вы делали прошлым летом» (I'll Always Know What Did Last Summer, США, 88 минут, «Видеосервис», 2006). Молодежь в фильме, само собой, уже другая (он прежних коллективов мало что осталось — Крюк постарался), однако главная идея та же. Четверо оболтусов — блондин Колби (Дэвид Пэткау) с блондинкой Эмбер (Брук Невайн), брюнетка Зои (Торри ДеВитто) с худосочным Роджером (Сет Паккард), — устраивают на 4 июля розыгрыш с участием мифического Рыбака и невольно становятся виновниками смерти сына местного шерифа. Конечно, все четверо поклянутся молчать и, разумеется, ровно через год все четверо начнут получать послания, чей автор знает «грязный маленький секрет для маленькой компании». И пустыми угрозами дело не ограничивается: уже знакомая нам фигура с крюком принимается безмолвно мочить юношество... Из всей трилогии это, безусловно, самый слабый фильм. Во-первых, потому, что почти все сюжетные коловращения взяты напрокат из фильма Гиллеспи. Во-вторых, потому, что молодые звездочки, изображающие жертв, смотрятся невыразительно (на их фоне Дженнифер Лав Хьюитт и Сара Мишель Геллар из предыдущих серий выглядят титанами художественности). Третье «но» непосредственно вытекает из финала, который мы демонстративно перескажем. Дело в том, что больше часа зрители честно смотрели триллер и вяло гадали, КТО скрывается под капюшоном: шериф? его помощник? кто-то из родственников? В финале капюшон приоткрывается, а под ним... Фредди Крюгер! Ну, по крайней мере, существо, крайне на него похожее. То есть не человек, а призрак, эманация зла, родственник мистического Расчленителя из фильма «Рикер». Стало быть, за героями гоняется неуничтожимая тварь, чья агрессивность иррациональна. Уюта нет, покоя нет, спасения нет и хэппи-энда тоже. Одна надежда, что картина, в итоге, соберет такие гроши, что никому из продюсеров не придет в голову продлевать существование Монстра В Рыбацком Капюшоне. И его, таким образом, все-таки замочат — долларом...

Дважды войти в одну гробницу

«Египтология — это нечто большее, чем волшебные и мистические сказки про фараонов», — объявляет в начале картины профессор Морган Синклэйр (Джонатан Хайд). Но поскольку означенный Синклэйр — вор, убийца и наемник тайной международной мафии «Совет Хэллфоя» (руководимой инфернальным Нэйтаном Кейнцом — Малькольм Макдауэлл), то любой нормальный человек догадывается: словам негодяя верить нельзя. И точно! Египтология в интерпретации постановщика знаменитого «Горца» Рассела Малкэхи, снявшего ленту «Тутанхамон: проклятье гробницы» (The Curse Of King Tut's Tomb). США, 163 минуты, «CP Digital», 2006), оказывается, разумеется, чистой сказкой, а фараон Тутанхамон — спасителем человечества от демонов ада. Когда-то, несколько тысячелетий назад, демон Сет проник к нам, открыв дверь между мирами с помощью изумрудного щита. Тутанхамон остановил Сета, разбив щит на четыре части. Теперь демон может вернуться, если какой-нибудь любознательный идиот найдет спрятанные в разных уголках Земли все обломки и восстановит целостность адского приспособления. Как назло, в фильме таких идиотов сразу двое. Упомянутый Синклэйр ищет щит с целью мирового господства, а довольно молодой археолог с завиральными идеями Дэнни Фримонт (Каспер Ван Дин с его мощной нижней челюстью не очень похож на ученого, но ладно, сойдет...) предпринимает опасные поиски просто из любви к истине. Поначалу у Фримонта не все получается, но когда на помощь приходит очаровательная профессор-египтолог Анджелия Берекет (Леонор Варела — «Портной из Панамы»), тайна непременно будет разгадана. Тут и возникнет загребущий Синклэйр... Рассел Малкэхи не мудрствует лукаво, образцы для подражания хорошо известны — это «Индиана Джонс» и «Мумия». Конечно, герой Ван Дина, в отличие от своих предшественников, в максимальной степени лишен иронии и самоиронии, но шляпа у героя наличествует, да и умения дать в торец у Дэнни тоже не отнять. Доверив роль злодея мистеру Хайду, режиссер не прогадал. И не только потому, что актер уже играл египтолога — в упомянутой «Мумии». Брюзгливое лицо Хайда, создавшего образ зловещего Охотника в культовой ленте «Джуманджи», заранее не предвещает ничего хорошего... Поскольку в реальности гробницу Тутанхамона обнаружил в 1922 году вовсе не Дэнни Фримонт, авторы фильма уговорили фараона в конце картины закопаться обратно и позволить найти себя вторично другим археологам — тем самым бедолагам, которые не верят в сказки, мистику и др.полезные вещи.

Поединок младенца с Иродом

Жестокие киношники не щадят даже маленьких. Дети Родригеса отшпионили трижды, юный Коди Бэнкс отгеройствовал дважды, но извергам все мало: на берегах Темзы нарисовался «Громобой» (Stormbreaker, Германия — США — Великобритания, 93 минуты, «CP Digital», 2006) работы Джеффри Сакса. Фильм снят по одноименному роману Ника Хоровитца (книга переводилась на русский) — первому произведению из серии об Алексе Райдере (в фильме его играет дебютант Алекс Петтифер). События, участником которых становится наш герой, невероятны и заставляют вспомнить фильмы о Джеймсе Бонде... Однако по порядку. Юный Алекс, оставшийся без родителей, воспитан родным дядей Йаном Райдером (сыграл его Эван Макгрегор — «На игле»). Однажды мальчик получает печальное известие, что дядя погиб в автокатастрофе. Однако Алекс сразу начинает подозревать неладное. И, действительно, выясняется, что его ближайший родственник погиб в результате теракта. Представьте: дядя Йан — вовсе не банковский служащий, а кадровый разведчик, многолетний сотрудник британской МИ-6. И погиб он при выполнении задания, пытаясь проникнуть в святая святых весьма подозрительного компьютерного магната Ирода Саэля (в фильме негодяйского магната играет Микки Рурк — «Домино»). Но и это еще не все: бывший шеф Йана Райдера, мистер Алекс Блант (в фильме — актер Билл Найи, он же старый вампир в «Другом мире»), убежден, что задание, с которым не справился дядя Алекса, по плечу его племяннику. Дескать, четырнадцатилетний мальчик не вызовет подозрений у магната и сможет разведать в логове врага, ЧТО скрывается за грядущей благотворительной акцией магната — подарить всем школам Англии новенькие компьютеры (а скрывается за этой мнимой благотворительностью грандиозный теракт с применением жуткого вируса!)... Фильм оказался, разумеется, гораздо политкорректней книги. Ливанец Ирод Саэль оказался Дариусом Сэйлом — человеком непонятной национальности (возможно, имя антигероя показалось чересчур явным намеком на его ужасные планы). Потерял свою нацпринадлежность «русский» суперкиллер Яссен Грегорович (в фильме — Дэмиэн Льюис, герой «Ловца снов»). В книге главному герою, чтобы не дать свершиться непоправимому, приходится прострелить ладонь премьер-министру Великобритании, а в картине тучный премьер (Робби Колтрэйн из фильмов о Гарри Поттере) отделывается легким испугом. К сожалению, по числу несообразностей и нелепостей картина не отстала от книжки. Непрофессионально сработали все — секретная служба, сам Алекс, все злодеи. Хэппи-энд неизбежен. Единственное, что может возбудить хоть какое-то любопытство, это шпионские приспособления, которые вручает Алексу умелец из МИ-6 (его сыграл Стивен Фрай) и которые герой должен использовать в нужное время и в нужном месте. Но и этот сюжетный ход, разумеется, взят напрокат из «бондианы».

Наводка, разведка, зачистка...

Напоследок — о будущем. Название фильма Кристиана Вейла «Разведка 2020» (Recon 2020, Канада, 86 минут, «Вест-видео», 2006) намекает то ли на время действия картины, то ли на число разведывательных операций, то ли на количество фильмов, снятых в жанре слабофутуристского боевичка. Тут земляне воюют с цивилизацией махаров, которых, впрочем, никто не видел: инопланетяне живут в ином измерении, а воюют с людьми с помощью людей же — иногда подкупленных, а иногда генетически измененных. По сюжету фильма, группа галактических морских пехотинцев под командованием сержанта Шарпа (Андерсон Брэдшоу) высаживается на планете Каприна, где что-то неладное случилось с земной колонией. «Мы лезем в змеиное гнездо, зарытое в собачье дерьмо, — оценивает свою миссию сам сержант. — Иными словами, мы должны быть готовы к любым неприятностям...» И точно! Меньше, чем за полтора часа герои фильма сталкиваются с враждебно настроенными тараканами, зомби, оборотнями и киборгами, а также пиратами-«падальщиками» во главе с ренегатом Антоном. К концу фильма герои выручают из беды белокурую пилотессу Фукс (Джиллиан Ли), а заодно обнаруживают, что во многих ужасных чудесах земляне сами виноваты, ибо втайне от всех вели эксперименты с генетическим материалом махаров, и результат плачевен... Канадская малобюджетка снята для ТВ и вся скроена из штампов. Спецэффектов минимум (и те копеечные), ручную камеру трясет, кадр тонирован в зеленоватые болотные цвета, оборудование и амуниция — из арсенала обычного военного кино (те же М-16 с небольшими наворотами, те же комбинезоны и приборы ночного видения; у пиратов можно обнаружить и вовсе «калашниковы»). Впрочем, если цифры в названии фильма — все-таки время действия, то тогда нет ничего удивительного: за полтора десятилетия оружие могло и не измениться кардинально. Но откуда тогда у людей появились сверхсветовые космические корабли? Загадка. Ответа мы здесь не узнаем. Ждите выхода «Разведки 2021»!



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003