№11(39)
Ноябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ФИЛОСОФСКИЙ БОЕВИК


Наталия Ипатова «Имперский Грааль». Роман. — СПб, Лениздат, 2006. — 368 стр.

Легко ли в книге сугубо развлекательного жанра поднимать серьезные философские вопросы?

Да запросто!

А вот легко ли вплести их в сюжет — так, чтоб и без них никуда, и увлекательности не в ущерб?

Наталия Ипатова сделать это сумела. «Имперский Грааль» начинается с каникул на планете-аттракционе. Продолжается производственным романом — освоением нового мира. Разбивается научной загадкой пополам с детективом — странная авария, неизвестные науке кристаллы, таинственная смерть того, кто их исследовал… Перерастает в традиционный на первый взгляд боевик — с акулами-корпорациями, промышленным шпионажем, бомбежками и воздушными боями. Завершается сценой мирных — но отнюдь не миролюбивых! — переговоров. И параллельно с нарастанием напряженности в сюжете все глубже, все острее встают перед героями вопросы, неважные на первый взгляд, но настоятельно требующие ответа: о Боге и душе, ответственности гражданина и ответственности человека, этике и контроле над этикой…

Надо сказать, что герои Ипатовой для поднятия именно таких вопросов подходят идеально. Рубен Эстергази, герой имперской Зиглинды, легенда, Первый Назгул… которого все считают мертвым, тогда как он вот уж пять лет существует в теле клона собственного сына. Натали, его бывшая жена — женщина, которую, возможно, не назовешь сильной, но рядом с которой не место слабому мужчине. Рассел Норм, ее нынешний муж, защита и опора, «тот, кто придет и спасет». Обожающая Рассела Братислава Морган, девочка-в-стиле-милитари. Брюс Эстергази, 17-летний шалопай, не желающий идти по стопам предков-военных. Мари Люссак, дочь президента «демократической» Зиглинды, весьма далекой ныне как от «устаревших» имперских ценностей, так и от демократии. Две с половиной сотни колонистов, мечтающих создать мир под себя, новый Эдем, — и вражеский агент среди них. Однако поиски истинно обетованной земли невозможны без поисков истины в собственной душе. И случайно ли, что главные схватки книги — между «своими»? Что линия наибольшего напряжения проходит не по оси «колонисты — враг», а между понятиями «хорошо» и «плохо» — как понимают их герои? Что самые острые сцены книги — не ночная бомбежка мирного поселения и неравный бой прикрывших отступление ребят на бульдозерах с элитной эскадрильей, а судилище над Мари Люссак, отказ специалиста из группы «антитеррор» Норма опуститься до террора и диверсий… и готовность его лучшей ученицы выполнить преступный приказ?

Есть здесь и напряжения более мелкие, камерные, — однако подводящие героев к той черте, за которой — рост или гибель личности. Герой, познавший оборотную сторону героизма: когда другой мужчина живет ради твоей семьи и воспитывает твоего сына. «Гламурная» девочка, в которой живет жажда высокого служения, когда «единственный способ лить свет вокруг себя — самому гореть». Сын, ревнующий к отцу. Ученая дама, когда-то сделавшая выбор между «чистой» наукой и чистыми руками. «Волчица», пилот новой Зиглинды, вдруг увидевшая, на кого сбрасывала бомбы. И душа, способная менять тела…

Этическое поле мира «имперской саги» (а «Имперский Грааль» — третья книга этого цикла) весьма своеобразно. Задает в нем тон Пантократор — планета-монастырь, мир, когда-то противопоставивший религии — веру, мир, подменивший духовные искания твердым знанием истины. Клонирование человека — «богомерзость», ибо вмешивается в промысел Божий. У клона нет гражданских прав — кроме права служить в армии. Это человек, низведенный до уровня вещи, игрушка с заданными свойствами и с возможностью задать срок жизни, с унизительным «Р.» перед фамилией: «робот». Более того — ему отказано в наличии души. Но что случится, если будет доказано обратное?

На первый взгляд Пантократор весьма гуманен — до тех пор, пока его застывшая этика не вступает в противоречие с чем-то большим. Добро и зло оказываются весьма абстрактными понятиями, если попытаться измерить ими простые человеческие чувства — любовь жены к мужу, матери к ребенку… Но важным становится умение жить, осознавая, что находишься в поле «неразрешимого этического вопроса» — и решать его в меру своих сил: так, как подсказывает не выгода, не вера и даже не этические нормы, а обыкновенная человеческая совесть. Важным — потому что рядом взрослеют ребята и девчата, ехавшие на стройку, а не на войну. И то, с кого они станут брать пример, определит будущее не только этого мира…

Неофициальное название «имперской саги» — «домохозяйки в космосе». И оно точно отражает глубинную суть происходящего: нет силы сильнее, чем любящая жена и мать. В который раз Натали, спасая семью — единственную точку опоры, островок надежности в бурлящем мире — спасает сам этот мир? Да так ли это важно? Тем же самым, пожалуй, занимается любая женщина, каждодневно и ежечасно, и общими их усилиями стоит этот мир — мир, в котором «самое страшное — это, если стоя на двух берегах, мы не протянем друг другу руки».



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003