№11(39)
Ноябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

МАРИНА И СЕРГЕЙ ДЯЧЕНКО: “...В СТРЕМЛЕНИИ ПРЕОДОЛЕТЬ ГРАНИЦЫ”

Михаил Назаренко


От редакции. Вы знаете, что писатель Марина и Сергей Дяченко в ноябре празднует удивительный юбилей — 100-летия со дня рождения. Так получается, если сложить годы, месяцы и дни жизни Марины и Сергея, двух нераздельных половинок единого целого. Торжественное празднование юбилея состоится 11 ноября 2006 года, во время Дня фантастики на Девятой Киевской международной книжной ярмарке «МЭДВИН: КНИЖНЫЙ МИР — 2006» (пользуясь случаем, приглашаем вас, дорогие читатели, посетить наш День фантастики). В преддверии знаменательной даты юбиляр дает своеобразный «творческий отчет». О книгах, вышедших у Дяченко за последнее время, и — внимание — о еще не вышедших, беседует с Мариной и Сергеем Михаил Назаренко.

***

— В этом году у вас вышло четыре совсем разные книги — «Ключ от Королевства», «Слово Оберона» (украинские читатели познакомились с ними еще в 2005-м), «Алена и Аспирин», «Дикая энергия. Лана». Переход от подростковой фэнтези к психологической фантастике с мистическим уклоном, а потом к весьма своеобразному жанровому гибриду — что это? Ведь не просто эксперименты ради экспериментов? Какая творческая потребность за этим стоит?

— «Ключ от королевства» пришел сам — просто приснился, повинуясь какой-то подсознательной надобности. Как раз в тот момент работа над «Аленой и Аспирином» застопорилась (небольшой по объему, этот роман «Алена» стоила нам очень дорого — и времени, и крови, и нервов). «Ключ» стал отдушиной, куда хлынула застоявшаяся энергия, в результате вместо одной повести (или романа?) получилось сразу две — сам «Ключ» плюс «Слово Оберона». «Лана» пришла позже и оказалась своеобразным творческим вызовом: это разительно отличалось от всего, что мы делали раньше. Нам было важно сформулировать для себя совершенно новую задачу — и решить ее. И мы довольны тем, как это получилось.

— Ваши новые романы сравнительно невелики по объему — примерно в формате «Ритуала». Скорее, это большие повести. Вам кажется, что такая форма для вас оптимальна или просто каждому сюжету — свое воплощение?

— Безусловно, такая форма для нас оптимальна, и мы знали это еще давным-давно. Как знали и то, что некоторые сюжеты в объем повести не втиснутся — как наш последний роман «Vita nostra», например. Восемнадцать с хвостиком авторских листов — для нас, с нашим минимализмом, это огромный, чудовищный объем!

— «Алена» и «Дикая энергия» объединены темой музыки, поисками ритма — в том числе ритма текстового. Когда-то, еще до вашего первого романа, вы написали сценарий, называвшийся «Пленинца ритма». Вас «не отпускает» эта тема? Почему?

— «Пленница ритма» здесь стоит немного в стороне — это вообще наша первая проба совместной работы, и название происходит из Гарсиа Лорки, в переводе, разумеется: «Идет она пленницей ритма, который постичь невозможно»… А вообще, мы только сейчас задумались о том, что тема ритма (и музыки) действительно связывает некоторые наши вещи. Почему нас не отпускает эта тема? Надо подумать. Или еще что-то о ритме написать?

— «Творчество возможно только в несовершенном мире», — говорит Алена. Согласны ли авторы со своей героиней?

— Как говорится, «стопудово». Любое развитие возможно только в несовершенном мире. Во всяком случае, так нам подсказывают Гегель и жизненный опыт.

— В «Алене и Аспирине» появляется неназванный, но вполне узнаваемый Крысолов из повести «Горелая Башня». Как этот колоритный персонаж забрел в вашу новую книгу?

— Он там изначально был задуман. Мы давно хотели написать что-то с этим персонажем. Он для нас — знаковый, как Бам-Гран у Грина.

— Весной роман «Алена и Аспирин» вышел на украинском языке в издательстве «Тезис». «А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га» выпустила украинский перевод «Ритуала». Будут ли новые издания ваших книг на Украине и на украинском языке?

— Да, будут. Сейчас идут переговоры об издании целой серии наших книгу у Ивана Малковича «А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га». Издательство «Тезис» ждет от нас продолжения приключений кентавра Габриэля. Продолжает действовать наш договор с издательством «Зеленый пес».

— Традиционный вопрос: ваши творческие планы? «Слово Оберона» и, в меньшей степени, «Дикая энергия» намекают на возможность продолжений. Можно ли ожидать их в ближайшее время? Или в работе нечто совсем иное?

— На продолжение «Слова Оберона» поступил настоятельный заказ сразу от нескольких людей, к чьему мнению мы прислушиваемся. Для нас приключения Лены Лапиной — зона отдыха души, и мы возьмемся за работу с радостью, пусть только прорастет идея. Продолжение «Дикой энергии» — безусловно будет, но не «автоматическое» — в том же стиле и ритме — а совершенно другое. Сейчас мы его обдумываем. Кроме того, у нас в задумке минимум одна повесть, и напрашивается что-то еще… Кроме того, мы пишем сценарий для Ежи Гоффмана — «Легенда о Довбуше». Кроме того, предстоит, мы надеемся, очень сложная и интересная сценарная работа. Но греет душу, что новый роман «Vita nostra» закончен, через пару недель пройдет последнюю редактуру и окажется на пути к читателю. Мы ждем его выхода, очень ждем.

— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». А, собственно, из какой жизни этот роман — современной, исторической, фэнтезийной? И почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?

— Vita nostra brevis est,

Brevi finietur;

«Жизнь мы краткую живем,

призрачны границы…»

А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы. Вот наш роман «Армагед-дом» назван кем-то «самым оптимистичным романом о конце света». Что скажут о новой нашей вещи — нам неведомо. Но повествует она о жизни современной, и главная героиня — студентка, попавшая в переплет. Ей сделали предложение, от которого она не может отказаться, — и вот Сашка (так зовут героиню) начинает учебу в довольно странном Университете... Ей предстоит справится с бременем страха, познать цену человеческих привязанностей, осмыслить смысл жизни — и попытаться перешагнуть границы... Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003