№11(39)
Ноябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ЩЕКОТКА

Лев Гурский


В давнем рассказе Ильи Варшавского «Роби» капризный робот терроризировал человека, крича: «Смейся, дегенерат, потому что это смешно!» И человек трусливо смеялся. С тех пор прошло много лет, однако и поныне некоторые создатели фантастических комедий пытаются добиться у зрителей смеха не всегда дозволенными методами. Впрочем, надо признать, иногда и в самом деле бывает забавно. Все-таки профессионалы работают над нами, не мальчики с улицы...

Страшные, смешные и голые

Один из постановщиков «Голого пистолета», Дэвид Цукер, вот уже второй раз взялся рулить суперпародией на голливудский мейнстрим и уже вторично выбрал в качестве сюжетного каркаса фантастический сюжет с нашествием инопланетян: в «Очень страшном кино-3» пришельцы внедрялись извне по методу «Знаков» Шьямалана, а теперь, в « Очень страшном кино 4» (Scary Movie 4, США, 83 минуты, «DVD Cервис», 2006), они вылезают из-под земли — точь-в-точь как в «Войне миров» Спилберга. Простой парень Том Райан (Крэйг Бирко — «Тринадцатый этаж») пытается спасти от гадских треножников своих детей, а тем временем постоянные герои «Scary Movie», журналистка Синди Кэмпбелл (Анна Фэрис) и ее разбитная подружка Бренда (Реджина Холл) ищут средство против пришельцев, причем судьба их заводит в «Таинственный Лес» уже упомянутого Шьямалана... Как и в предыдущем фильме, киноштампы доведены до идиотизма, авторам важны отдельные гэги, а потому общая сюжетная канва весьма условна. Наименее смешные места в картине — когда пародия точно следует за фабулой «Войны миров» (и колоритный Майкл Мэдсен в роли философа-астронома не спасает). Наиболее удачные — когда фантазию постановщика и сценариста (в этой ипостаси выступил давний соратник Цукера Джим Абрахамс) — не сдерживают никакие ограничения. Конечно, порою авторам изменяет вкус и они ударяются в сортирно-генитальный юмор (в прологе герой Чарли Шина, накушавшись виагры, умирает от избытка жизненных сил). Но чаще самые отвязные и безумные сцены — как раз наиболее смешные. Только в страшном сне можно сопрягать фабулы «Пилы» и «Горбатой горы», «Проклятья» и «Малышки на миллион», «Земли мертвецов» и сериала «Остаться в живых». Из предыдущего фильма в этот перекочевали растаман Макхалик (Энтони Андерсон), а также Президент США в исполнении Лесли Нильсена — частично в голом виде. Сочетание уже привычных ужимок идиота-полисмена Фрэнка Дребина с высоким рангом здешнего персонажа Нильсена производит нужный эффект — тем более, что глубокомыслие Джорджа Буша пародировать нетрудно, справится и ребенок. Так что если бы пришельцев в финале случайно не уничтожила Бренда, они бы все равно погибли. От смеха...

Держитесь подальше от супер-барышень

Сюжет нового фильма Айвена Райтмена «Моя супер-бывшая» (My Super Ex-Girlfriend, США, 95 минут, «ХХ век Фокс СНГ», 2006). довольно прост. Однажды скромная девушка Дженни Джонсон (Ума Турман — «Убить Билла») прикоснулась к радиоактивному метеориту и стала красавицей, а еще получила способности супермена. Много лет она спасает Нью-Йорк от всяких неприятностей (то пожар в небоскребе потушит, то грабителей скрутит одной левой, а то и заблудившуюся боеголовку уведет подальше от города), но личной жизни у девушки все нет. И вот однажды архитектор Мэтт Сондерс (Люк Уилсон) знакомится с Дженни в метро — разумеется, поначалу не зная про ее тайную жизнь (как и в случае с Суперменом, девушку никто не узнает, как только она надевает очки плюс парик). Завязываются отношения, но вот беда: в качестве любовницы супер-женщина не очень хороша. Мало того, что она в порыве страсти готова измочалить любимого в постели, она еще и ревнива, и истерична, и подозрительна, и жутко много болтает. Понятно, что в конце концов Мэтт решает прекратить отношение со своей герл-френд — тем более, что его сослуживица Ханна Льюис (Анна Фэрис — да-да, та самая бедняжка из «Очень страшных кин») давно и бескорыстно симпатизирует коллеге. Как только Дженни дают отставку, начинается подлинный сюжет картины: супер-женщина превращается в злобную фурию, и все силы, которая она тратила на борьбу с мировым злом, она отдает теперь борьбе со своим бывшим благоверным. Для нее пустяк — зашвырнуть машину Мэтта в космос или подкинуть ему огромную живую акулу... Режиссер Айвен Райтман, постановщик знаменитых «Охотников за привидениями», вернулся к профессии после долгого перерыва: в 2001 году он поставил очень забавную «Эволюцию», которая почему-то провалилась. Пять лет спустя Райтман выбрал грубоватый, но беспроигрышный сюжет. Ему приглянулся сценарий Дон Пэйна («Симпсоны»), который, скорее всего, обеспечит внимание женской аудитории: приятно, когда мутузят неверного любовничка. Однако, говоря по совести, новизной сюжет не отличается; к примеру, только что прошла по экранам «Колдунья», где герою Уилла Феррелла мстила оскорбленная ведьма, тоже в некотором роде супервумен. И в том, и в другом случае, кстати, сюжет строился на абсолютно фантастическом допущении — что нормальный дядечка в здравом уме может не ответить на любовь Умы Турман или Николь Кидман. Да, в реальной жизни актрис бросали мужья. Но то были Итан Хоук или Том Круз — сами кинозвезды и сами, в некотором смысле, супермены. А там, на киношном Олимпе, — свои разборки, неподвластные логике простых смертных...

Все няни делают это

Образцом английской няни принято считать Мэри Поппинс, порождение Памелы Трэверс: внешне суровую, но добрую внутри колдунью. Писательница Кристиана Брэнд создал образ Матильды — еще более справедливой и жесткой, да к тому же вида ужасного (жуткие бородавки, нос баклажаном, выпирающий клык, суковатая палка в руках). Режиссер Кирк Джонс экранизировал сказку миссис Брэнд, сняв картину «Няня МакФи», которая стала в нашем прокате «Моей ужасной няней» (Nanny McPhee, Великобритания — Франция, 95 минут, «Universal Pictures Rus», 2006). Однако и в этом случае жутковатый облик скрывает нежное сердце, а колдовство приносит пользу хорошим людям. Известная актриса Эмма Томпсон («Разум и чувства») не только сыграла в фильме главную роль, но и написала сценарий. Согласно сюжету, служащий похоронной конторы Седрик Браун (Колин Ферт — «Дневник Бриджет Джонс») после смерти жены остался с целым выводком детей, которых не в силах прокормить. Его дальняя родственница леди Аделаида Стич (Анджела Лэндсбери — сериал «Она написала убийство») готова помогать этому семейству, но при одном условии: если Седрик в срочном порядке женится на ком-нибудь. Между тем отпрыски Седрика выживают одну няню за другой. И избавление в виде героини Эммы Томпсон, мисс МакФи (ее имя Матильда — во избежание ненужных ассоциаций — тут не упомянуто) приходит именно в ту пору, когда глава семейства решает жениться на жуткой мадам Квикли — в то время, как его сердце принадлежит очаровательной прислуге Эванджелине (Келли Макдональд), которая тоже давно и безнадежно влюблена в босса... Надо признать, что создатели картины не слишком оригинальны: шкодливые дети ведут себя поначалу с няней, как герой фильма «Один дома» с ворюгами, однако благодаря волшебной палке детишки постепенно исправляются. Поскольку няня доводит до абсурда все детские проказы — так что им самим становится тошно. Подобное лечится подобным, в финале юные разбойники и разбойницы становятся умненькими-благоразумненькими. Сделав дело, няня исчезает. По замыслу авторов фильма, каждый шаг деток на пути к исправлению отмечен улучшением внешности няни. У нее исчезают бородавки, белеет кожа, пропадает жуткий клык. Возможно, помогают положительные флюиды, исходящие от детишек. Если так, то не исключено, что няня нанялась к Браунам небескорыстно. Возможно, колдуньи именно так и могут подправить свою внешность — надежнее, чем в любой косметической клинике...

Папа по имени Гав

Если в картине Кирка Джонса главная героиня изменяется постепенно, то герой фильма Брайана Джонса (не родственника!) расстается с привычным обликом в один прыжок. Лента «Лохматый папа» (The Shaggy Dog, США, 95 минут, «Видеосервис», 2006) — ремейк диснеевского фильма 1959 года и его сиквела 1976 года. Тим Аллен играет роль заместителя окружного прокурора Дэйва Дугласа. Карьера его на подъеме, а вот отношения с домочадцами — на точке замерзания: и жена Ребекка (Кристин Дэвис — сериал «Секс в большом городе»), и дочка Карли (Зена Грей), и сынок Джош (Спенсер Бреслин — «Малыш») понимают, что занятому папе не до них. Однако все меняется в ходе судебного процесса, где Дэйв выступает обвинителем учителя-природолюба Джастина Форестера (Джошуа Леонард), который-де пытался разгромить офис компании мистера Стрейктлэнда (Филип Бейкер Холл) и доктора Казака (Роберт Дауни-младший — «Поющий детектив»). Оказывается, эта парочка профинансировала похищение из Тибета удивительного лохматого пса-долгожителя. Изучив собаку, хитрецы надеются получить эликсир долголетия. Но пока у них получаются только макаки, змеи и кролики, ведущие себя по-собачьи. Всего этого Дэйв до поры не знает, но когда тибетский пес, ненадолго вырвавшись на волю, кусает его за руку, с замом прокурора начинаются метаморфозы: он не просто начинает временами вести себя, как собака (бегает за кошками, выполняет команды «апорт!» и «сидеть!», и так далее), но и временами превращается в псину — точную копию тибетца. Теперь-то он, неузнанный, может узнать все тревоги и печали своих домочадцев. И — постараться измениться к лучшему. А заодно разоблачить злодея Казака... Исполнителю главной человеческой роли Тиму Аллену уже приходилось играть в фильмах о метаморфозах. Было время, когда актер довольно убедительно изобразил постепенную трансформацию заурядного чиновника в Санта-Клауса. Однако превращение в собаку актеру не удается: Аллен переигрывает настолько сильно, что более всего напоминает тут персонажа Ильфа и Петрова — того самого симулянта из психушки, который притворялся четвероногим другом, начитавшись журнала «Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик». С лица актера не сходит идиотская улыбка, подкрепляемая высунутым языком. По идее, такой папа должен был не столько восстановить гармонию в семье, но окончательно добить домочадцев. Но в кино все не так, как в жизни. Кстати, никакого слова «папа» в оригинальном названии фильма нет: «The Shaggy Dog» — просто «лохматый пес».

Жизнь на быстрой перемотке

И еще о семейных ценностях. Девяносто процентов людей недовольно своей жизнью, и потому Голливуд время от времени подсовывает фильмы, главная мысль которых элементарна: хочешь облегчить себе жизнь — не поддавайся на провокацию, не принимай простых решений. Этой теме посвящен, например, новый фильм Фрэнка Корачи (постановщика «Певца на свадьбе»). В картине «Клик: с пультом по жизни» (Click, США, 103 минуты, «Видеосервис», 2006) молодой архитектор Майкл Ньюман (Адам Сэндлер — «Маменькин сынок») — трудоголик, который скорее предпочтет карьеру общению с семьей — женой Донной (Кейт Бекинсейл — «Другой мир») и двумя детишками. Но и скандалить лишний раз ему не хочется, поскольку своих близких он тоже как будто любит. Что делать? Не разорваться же? И вот, отправившись в магазин покупать универсальный пульт (с которого можно было бы управлять и телевизором, и шторами, и вентилятором), наш герой натыкается в магазинной подсобке на человека с типичным обликом безумного ученого (высокий лоб, кудри во все стороны, задумчивый взгляд). Это Морти (Кристофер Уокен). Он предлагает Майкл супер-пупер универсальный пульт, с помощью которого можно руководить не только бытовой техникой, но и рулить собственной жизнью к своему удовольствию: приглушать звук лая собаки, прокручивать на быстрой перемотке ссоры с женой, ставить начальника на паузу, чтобы не торопясь дать ему по морде... Мечта! Но, разумеется, в новоприобретенном устройстве есть подвох. Пульт запоминает полученные команды и теперь уже сам начинает влиять на Майкла, «прокручивая» его жизнь вперед без команды. Герой и охнуть не успел, как потерял десять лет жизни, отца (бедняга успел умереть), жену (она ушла), здоровье. Остались, правда, работа и деньги, но зачем они, если нет уже всего остального? Выясняется, наконец, подлинная должность Морти. Это — ангел смерти. В фильме «Пророчество», помнится, Кристофер Уокен уже играл не самую приятную из ипостасей Гавриила (почти как в анекдоте: «Хоть ты и архангел, Гаврюша, а такая сволочь!»). В «Клике» актер играет несколько более человеколюбивого посланца небес. Чем ближе подступает конец фильма и чем трагичнее судьба Майкла, тем сильнее зритель картины догадывается, что будет-таки хэппи-энд — в фильмах с Адамом Сэндлером ничего другого и быть не может. И верно! Майкл, насмотревшись кошмаров о своей незавидной части, получает таки в конце шанс все исправить к лучшему. Теперь он семью будет предпочитать работе, а в выходные работать — ни-ни!

Кое-что японское, но не харакири

Мини-сериал Дмитрия Томашпольского «Дзисай» (Россия, 176 минут, «Топ-индастри», 2005) основан на полуреальном-полупридуманном факте из жизни средневековой Японии: чтобы император был жив, здоров и благоденствовал, он обязан был держать подле себя эдакого козла отпущения — дзисая. Тот не должен был ни мыться, ни бриться, ни есть мясного, а только молиться. В случае, если императору грозила смерть, дзисай должен был совершить харакири, и тогда, мол, император уцелеет. Историю эту выслушивает, будучи в Японии, крупный российский бизнесмен Дудылин (Михаил Филиппов), приближенный к Кремлю и удачливый. Выслушивает — и удивляется, не более того. Однако по возвращении в России наш герой становится объектом покушения: по счастливой случайности киллер (Евгений Воскресенский) промахивается. Поняв, что его заказали, Дудылин осознает, что одним увеличением охраны делу не поможешь и надо придумать что-то нестандартное. Вот тогда-то и всплывает японский сюжет. С помощью своего секретаря Клары (Мария Осипенко) Дудылин подбирает кандидатуру будущего дзисая. Поскольку тот должен удовлетворять многим условиям (дата рождения, место рождения, отсутствие родственников, родимых пятен на теле и др.), выясняется, что выбор невелик: в итоге остается лишь один кандидат — хронический неудачник Андрей Рыбаков (Александр Лыков). И вот договор подписан, обряд произведен, и начинается мистика: на дзисая действительно переходят и хвори Дудылина, и его неприятности. Покушения срываются; эфэсбэшный генерал (Петр Зайченко), задумавший устранить олигарха, ничего не понимает... Сценарий давал неплохие возможности для маневра, однако занимательная история представлена тут в предельно облегченном комедийном варианте. Исполнители не выкладываются, используя уже наработанные штампы. Лыков изображает еще более брюзгливую ипостась своего Казановы из «Ментов», Филиппов вновь играет вариацию на тему олигарха Иринархова из «Досье детектива Дубровского», а уж Воскресенский так навсегда и застыл в образе придурка из давно забытой юмористической программы «Оба-на!» Финал фильма, как и положено, счастливый: и Дудылин сыт, и дзисай цел, и генерал занялся более интересным делом. Теперь он готовит дзисаев для всех высших чиновников. В последних кадрах уже целая рота дзисаев бодро марширует на фоне кремлевской стены — и это самый забавный эпизод в мини-сериале. Жаль, что других таких нет.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003