№10(38)
Октябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ДЕБЮТ РАССКАЗЧИКА


Шимун Врочек. Сержанту никто не звонит. «Армада», М., 2006.

Для издательства «Армада» в серии «Фантастический боевик» сборник рассказов — явление исключительное. Причём настолько, что, будто не желая с ним мириться, на титульной странице, видимо, по инерции, упрямо темнеет надпись: «роман».

На последующих страницах читателя поджидают три десятка рассказов (среди которых затесалась и пара совершенно нефантастических), написанных сочно, выпукло, динамично, хлёстко, с проработкой деталей, и почти безупречным владением материалом. Батальная сцена в «Хмуром стекле» или фактурная фигура центуриона в «Трёх мёртвых богах» вполне могут дать фору многим текстам наших именитых фантастов.

Однако есть здесь моменты, сбивающие даже благожелательного рецензента с восторженного тона. Как уже доводилось замечать, одна из проблем начинающих рассказчиков, выросших на конкурсах — привычка видеть свои тексты в обрамлении типичных опусов сетевых коллег, которая мешает окинуть взглядом собственное творчество «в общем». И как раз при составлении сборника тут же вылезают связанные с этим проблемы.

А именно — начинает бросаться в глаза однообразие приёмов, и даже — идей. Увы, не свободна от этого и разбираемая книга. Не слишком ли, к примеру, увлекается автор флешфорвардами? А «открытыми» финалами? Два рассказа про человека-разведчика в мире эльфов и его тоску по «человечности» — не многовато ли для одного сборника? А пять рассказов про древних воинов, «пробуждающихся» в сознании наших современников?

Охватывает даже некоторая досада, когда при таком владении стилем и богатстве антуража, мы видим столь ограниченый круг выразительных средств и такой аскетизм в отношении авторских идей.

С идеями, порою, вообще беда выходит. К примеру, возьмём «Хомяки месяца». Как великолепно структурирован текст, как грамотно автор потчует читателя загадками и разгадками, как нагнетает атмосферу, как скурпулёзно и точно выписывает декорации, как убедительно показывает героя — и ради чего? Ради того, чтобы рассказать о том, как случился вирус, все бросили секретную базу, а на ней — подопытных хомяка и человека. Но хомяку с человеком всё же удалось выбраться. Ну и? Стоило из-за этого огород городить? Кажется, в народе это называется «из пушки по воробьям». Увы, такое впечатление «замаха на рубль, а удара на копейку» возникает при чтении не только этого рассказа.

Есть, конечно, в сборнике и прекрасные вещи, в которых всё на своём месте, и одинаково на высоте как форма, так и содержание. Стоит назвать рассказы «Урот» и «Последний романтик» — прекрасные, пронзительные произведения.

А в качестве резюме — несмотря на сделанные замечания, перед нами всё же довольно примечательный дебют, и тем читателям фантастики, которые в книжном по привычке проходят мимо полок с «Фантастическим боевиком», пожалуй, в этот раз стоит остановиться и обратить внимание на сборник Шимуна Врочека.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003