№10(38)
Октябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В МАСКЕ ФЭНТЕЗИ


Елизавета Дворецкая. Лес на Той Стороне. Роман. Книга 1. Золотой сокол. Книга 2. Зеркало и чаша. — СПб.: «Крылов», 2006 — 784 стр.

Что касается взаимоотношений фэнтезятины и чистого исторического романа, то я на этот счет выработала позицию еще на заре своего творческого пути. А именно: мир наших далеких предков включал как естественные пласты, так и сверхъестественные. Те же домовые для них были самой что ни на есть реальностью, не говоря уж о разных там богах. Поэтому нельзя написать подлинно исторический роман, отражающий историческую психологию, без учета этой, сверхъестественной стороны реальности. Иначе история получится неполной и однобокой. Проще говоря, если в эпидемии видели нашествие навий, то ее и надо подавать как нашествие навий, в этом будет высшая художественная правда для того времени.

Елизавета Дворецкая

Приведенное в эпиграфе высказывание — не пустые слова. Творчество Елизаветы Дворецкой полностью их подтверждает. Фэнтезийная составляющая ее книг вписывается в исторические реалии и тесно связана с ними; она не чужеродна эпохе и народу, а, наоборот, точно отражает его верования и мироощущение.

«Лес на Той Стороне» — не просто яркий образец этой авторской позиции. По сути, это исторический роман. Место действия — Смоленск, Половеск, Изборск: земли, где жили славяне-кривичи. Время действия — 830 — 831 годы. Основной конфликт — борьба за смоленский княжеский стол.

Вот только перипетии этой борьбы отнюдь не приправлены древнеславянским колоритом в виде Перуновых капищ, волхвов и лесной нечисти — в роли экзотического фона, декораций, в которых действуют наши современники. Наоборот: боги наших предков и жители потустороннего мира — основная движущая сила сюжета наряду с героями-людьми, а герои эти — дома именно там. В мире, где определяют судьбы людей три Вещие Вилы, где Боги входят в тела смертных, где среди колядующих поселян затесался самый настоящий оборотень, а смертная девушка может повторить судьбу Лели-Весны. Привычный людской мир и Та Сторона неразрывны там, как лицевая и изнаночная стороны единого полотна мира, и временами ходят среди людей те, чей настоящий дом — Тот Свет. Там людскому покою угрожают не только дружины враждующих князей, но и злобные души умерших, там обычное зеркало поможет преодолеть грань между мирами, а злобный колдун, добиваясь женщины, может превратить ее в кошку. Там приносят жертвы Волчьему Князю, и он приходит говорить с людьми. Там любовь и ненависть, ревность и месть — удел не только людей, но и богов.

Судьбу главного героя книги, княжича Зимобора, берет в свои руки Вещая Вила, Дева Будущего. Она вынуждает княжича пропустить похороны отца, отправиться искать доли на чужбине — ради того, чтобы избежать кровавого дележа власти и в будущем вернуть свое. «Я тебя сделаю смоленским князем», — обещает вила. Но взамен Зимобор должен любить только ее — а любовь вилы старит смертного до срока, выпивает из него жизненную силу. Однако Зимобор принимает помощь…

Зато брат и сестра Зимобора свободны от божественного вмешательства, их ведут по жизни лишь собственные амбиции. Буяр, младший сын умершего смоленского князя, признаёт только право силы и готов драться за власть любыми методами. Но если он думал, что княжна Избрана не станет спорить с братьями за престол, то очень сильно ошибся. Именно Избрана, вопреки обычаю, становится смоленской княгиней. Но и ей, и ее княжеству исполнение честолюбивой мечты приносит только беду. Избрана еще поймет, что жестоко ошиблась: не власть сама по себе была ей нужна, а свобода жить своим умом и возможность отдавать все силы по-настоящему серьезному делу. Но чтобы найти истинное место в жизни, собственную, не чужую судьбу — придется измениться: «Себя изменишь — и судьба изменится, в этом она за человеком идет».

Идти ли за судьбой или спорить с ней — в разное время, так или иначе, вопрос этот стоит перед всеми мало-мальски значимыми героями книги. Кто-то проигрывает и смиряется, кто-то борется до конца, не останавливаясь даже перед смертью — своей или чужой. Придется выбирать и Зимобору. Покровительство богини недолго радует того, кто находит свою земную, истинную любовь. Но как избавиться от опасной опеки? Зимобору и его суженой придется пройти путем, отчасти знакомым нам по русским народным сказкам. Путем, на котором встретятся им враги и друзья, оборотни и Лесной Хозяин, боги и земные их воплощения… путем, который может завести на Тот Свет — и, если повезет, вывести обратно. Вот только, в отличие от сказок, мешает героям не только злобная нечисть, но и дела земные, в чем-то даже обыденные: княжеские междоусобицы и родственные разборки, походы за данью и набеги викингов, холодная зима и голодная весна: та повседневная рутина, что во все времена — главная проверка на крепость взаимной любви.

Историческая реконструкция в фэнтезийном антураже, «Лес на Той Стороне» позволит нам вглядеться в жизнь далеких предков не со стороны, не с высоты прошедших веков, а их глазами. Понять, как видели они мир. И, быть может, лучше понять их потомков — нас с вами. Ведь, как любая хорошая книга, «Лес на Той Стороне» рассказывает о вещах вечных: любви и верности, судьбе и месте в жизни, жажде власти и радости служения людям; о том, что счастье у каждого свое, но добиться его можно только вместе.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003