№10(38)
Октябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

НОВОСТИ ОТ СТАРОГО ДРУГА


Фэнтези-2006: Фантастические произведения. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 576 с. — (Миры fantasy) — Тираж 15100 экз.

Серия «Миры fantasy» была основана в 2003 году, и на текущий момент в ней выпущено пять книг: «Фэнтези-2003», «Фэнтези-2004», «Фэнтези-2005» (в двух выпусках) и «Фэнтези-2006». Каждое из этих изданий представляет собой сборник рассказов и повестей в жанре фэнтези, созданных русскоязычными авторами1 в указанный год либо незадолго до него. Следя за серией с самого начала, я не могу не отметить видимого улучшения в оформлении: последние годы рубрикация сборников имеет уже гораздо больше связи с темами содержащихся там текстов, чем вначале, а аннотации с некоторых пор отвечают действительному содержанию книг. Все это не может не радовать. Возможно, скоро дойдет и до того, что даже картинка на обложке будет не просто абстрактно-фэнтезийной, а станет иллюстрировать какой-либо из текстов книги: пока этого нет, а хотелось бы…

Впрочем, известно, что критик придирается к оформлению книги только тогда, когда ни в чем не может придраться к содержанию. А к содержанию воистину придраться невозможно: год за годом в серии «Миры fantasy» публикуются хорошие, вызывающие живой интерес произведения как мэтров жанра, так и менее известных писателей. Некоторые авторы, например Вера Камша или Кирилл Бенедиктов, печатают свои произведения в сборниках этой серии регулярно; иные, такие как Генри Лайон Олди, Святослав Логинов и Александр Зорич, появляются не всегда, но достаточно часто; а бывает и так, что в оглавлении книги появляются имена, ранее неизвестные широкой публике — Ярослава Кузнецова, Кира Непочатова, Сергей Туманов… Когда выходит новая книга из этой серии, а я покупаю ее и начинаю читать, для меня это сродни встрече со старым другом. Старым испытанным другом, который не допустит при общении ничего грубого, пошлого, скучного, который и развлечет, и заставит задуматься, и время с ним пройдет незаметно. Он расскажет мне, о чем думают и что пишут наши с ним старые знакомые, а также представит новых. Изложит последние новости: что сейчас происходит с жанром фэнтези, которые возникают новые моды, течения, тенденции…

####

И о чем же рассказала мне недавно купленная «Фэнтези-2006»?

О том, что в жанре фэнтези по-прежнему хватает задорных авантюрных сюжетов о герое, который ловкостью и изобретательностью побеждает врагов и достигает своей цели — ярким примером этого может послужить рассказ Александра Уланова «Гзумгарайский сыр». Много также историй о таинственном и мистическом, что неожиданно вторгается в человеческую жизнь и меняет ее — таковы, например, творения Сергея Легезы «С глазами синими, как лед» и Михаила Сельдемешева «Фокусник». Но не меньше и таких рассказов, в которых фэнтезийный антураж служит лишь фоном для разговора о силе человеческого духа и сложности выбора (как в «Рыцаре и разбойнике» Олега Дивова), или для небольшой житейской притчи («Два меча, два брата» Михаила Кликина).

По-прежнему популярной остается ироническая фэнтези — это подтверждают несколько опубликованных в сборнике текстов, среди которых хочется особо выделить «Девять таинственных историй» Генри Лайона Олди (главы из романа «Приют героев»).

Также можно заметить, что жанр фэнтези продолжает с успехом перенимать отдельные черты других фантастических жанров, что добавляет к повествованию новые нюансы и даже, возможно, ведет к образованию новых жанровых форм. Так, повесть Кирилла Бенедиктова «Восход Шестого Солнца» может быть равно отнесена как к фэнтези, так и к криптоистории, а рассказ Ильи Новака «Алмазный всплеск» написан на стыке фэнтези и киберпанка.

Проблематика фэнтезийных рассказов и повестей в целом остается неизменной: они прославляют верность и честь, учат творить добро и не прощать ни жестокости, не подлости, говорят о любви и жертвенности. Но возникает в числе прочих и новая тема. Она прослеживается в рассказах Святослава Логинова «И тогда ты берешь меч» и Владислава Силина «Бубонная сель». Первый из них — о романтически настроенном молодом человеке, который покидает свой мир и оправляется в другой, в мир придуманной сказки; и слишком поздно понимает, что его мир без него не полон, уход одного человека рушит все мироздание — а в другом мире он всегда останется чужим и чуждым. Второй рассказ — о чистой и светлой девушке, ставшей женой волшебника. Она любила его и не хотела видеть в нем ни злобы, ни опасности, гнала эти черты прочь, переделывая мужа под свои представления о нем; и он стал таким, но вся изгнанная из волшебника тьма выплеснулась наружу, породив чуму и мор на всю страну.

При всей сюжетной и стилистической несхожести рассказы Логинова и Силина говорят об одном: о вреде увлечения идеалами, об опасности подмены реального мира или человека — их вымышленными образами. О том, что следует любить и принимать свой мир (или своего любимого человека) такими, какие они есть. И это очень важно.

Мне неоднократно доводилось слышать, что фэнтези — это литература эскапизма, это не более чем воплощение побега от обыденной жизни в придуманные миры. Рассказы Силина и Логинова — лучшее доказательство, что это отнюдь не так. На примере иных миров авторы фэнтези показывают нам проблемы нашего собственного мира. Главное, суметь увидеть это и понять, и сказать этим авторам:

«СПАСИБО».

1Единственное исключение — переводные рассказы Роберта Шекли «Соль истории» («Фэнтези-2004») и «История Зантии» («Фэнтези-2005, выпуск 2»).



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003